Хорошая новость – есть способ борьбы с ним.

Новые исследования показывают, что даже самые эффективные и стрессоустойчивые работники рискуют «сдуться» из-за «микростресса». Этот особый вид стресса делает нас менее работоспособными и результативными.

«Мой отдел постоянно работает в режиме пожаротушения», — рассказывает Гэвин, возглавляющий команду разработчиков программного обеспечения. Его отдел каждый день заваливают запросами. Каждая «просьба» по отдельности может казаться незначительной и даже пустяковой, но все они в совокупности негативно влияли на производительность команды. Руководителя беспокоило, что весь его отдел рисковал выгореть.

Гэвин признал, что виной всему было то, что исследователи назвали «микрострессом» — незначительный стресс в результате взаимодействия с людьми (коллегами и близкими), который кажется настолько рутинным, что мы даже не осознаем, что он как-то влияют на нас. Но когда таких микрострессов в течение дня много, их воздействие весьма существенно.

Новое исследование, в центре внимания которого были высокоэффективные работники, показало, насколько разрушительно воздействие неконтролируемого микростресса как на отдельных людей, так и на целые отделы.

Откуда весь этот микростресс?

Сегодня люди буквально купаются в микрострессах и даже не осознают это. Мы обычно не задумываемся, «что это было» и «как это на мне отразилось» – мы живем и работаем дальше. Но микрострессы могут вызвать цепную реакцию из других незамечаемых человеком стрессов, которые могут иметь более сильное влияние и серьезные последствия.

Например, мы можем перерабатывать, чтобы компенсировать компании недоработку другого сотрудника, что не дает возможности как следует отдыхать. Или мы сами можем выполнить работу абы как просто потому, что у нас не хватило на нее времени. И это портит рабочие отношения с людьми, которые рассчитывали на нас.

Слишком занят, чтобы отказать

Гэвин был обеспокоен тем, что его советы пропускались сотрудниками мимо ушей. Поэтому он решил устроить им проверку, чтобы донести важность той модели поведения, которой он учил подчиненных:

«Я установил пару ложных дедлайнов, чтобы проверить, готовы ли они ответить так, как я их учил отвечать в подобных ситуациях – обсуждать объем работ и отводимое на выполнение задачи время, а не просто добавлять новое задание в и без того переполненный план работ».

Но, к разочарованию Гэвина, «ни один сотрудник не сопротивлялся – никто даже не спросил, могут ли они отодвинуть дедлайн». Кто-то не возражал просто потому, что у него из-за загруженности не было времени на возражения, а кто-то рассчитывал выехать за счет личного героизма и переработок (один сотрудник даже признался, что намеревался отменить давно запланированный пикник выходного дня с женой), лишь бы сделать все в нереальные сроки, установленные Гэвином.

«Я был просто в шоке и объяснил им, что в переработках нет необходимости, — они все достаточно взрослые, чтобы постоять за себя».

Гэвин дал понять, что суть его проверки в том, чтобы сотрудники могли распознавать, когда их перегружают мелкими делами, которые мешают им качественно выполнять основную работу. Люди должны уметь расставлять приоритеты и использовать время эффективнее, а не работать в постоянном режиме аврала.

Распознаем микростресс

Как узнать, испытываете ли вы микростресс или просто выполняете сложную работу? Есть несколько подсказок:

  • вы чаще выполняете чужие просьбы и не проявляете инициативу, меняя сроки или предлагая другой способ решения проблемы;
  • при этом вы постоянно ломаете голову, какие задачи вы можете отодвинуть, чтобы впихнуть в график новую;
  • вы бегаете со встречи на встречу, не имея времени обдумать то, что обсуждали на предыдущей встрече с коллегами и начальством;
  • вы слишком сильно реагируете на небольшие неудачи;
  • вы часто огрызаетесь на коллег и близких;
  • из-за работы вы постепенно забрасываете хобби или все чаще отказываетесь от встреч с друзьями, что когда-то было важной частью вашей жизни;
  • вам начинает казаться, что день идет не по плану, а нарушаются планы после открытия рабочих чатов или просмотра почты.

Если в списке есть пункты, описывающие вашу жизнь, то вы однозначно испытываете микрострессы трех основных категорий, выявленных в исследовании.

Вот простой пример из исследования Fastcompany, как микростресс незаметно проникает в день сотрудника и выбивает человека из колеи. Возьмем, к примеру, Розу, недавно назначенную руководителем отдела устранения сбоев ПО у крупных клиентов. В своей работе она должна отчитываться перед руководителями двух других отделов, что сделало ее более заметной в организации. Но карьерный рост ее не радует, потому что отзывы о ее работе становятся все хуже и хуже. Розе кажется, что все, что бы она ни делала, она делает неправильно. Постепенно она стала работать все больше и больше, задерживаться допоздна, тратить на работу выходные дни… И все это вместо того, чтобы укреплять моральный дух подчиненных и веру в себя как в лидера. Она же беспокоилась о том, что работники ее отдела сомневаются, справится ли она со своими обязанностями.

Каждый день Роза корила себя за то, что не справляется с работой. Но на самом деле виновниками отсутствия веры в себя были микрострессы.

Первый – на новой должности она занималась только тем, что, получая новые задания, решала, какие другие задачи можно задвинуть на второй план. Это вызывало недовольство клиентов.

Второй – боязнь не оправдать ожиданий начальника. А у Розы их два. При этом качество и скорость выполнения работы нередко зависят от других людей. И начальник, наверняка это знает. Если вы считаетесь отличным командным игроком или лидером, то плохие результаты не повлияют на вашу репутацию, так как дело может быть вовсе не в вас. Если этого не осознавать, то, в конечном итоге, любой почувствует себя неудачником, несмотря на доверие начальства. Это и произошло с Розой.

Третий — несоосность (коллектив, наподобие героям басни Крылова «Лебедь, рак и щука»), когда у каждого ключевого сотрудника есть свое представление о том, как надо решить ту или иную проблему, и тянут «обоз» в свою сторону. Люди могут иметь собственные взгляды, но с ними нужно прийти к консенсусу. Если не объяснять коллегам и подчиненным свою точку зрения и свое видение, то люди будут делать так, как удобнее им. И в этих спорах главное не увязнуть, потеряв инициативу и отчаявшись найти верное решение, скатившись до состояния «пусть будет так – вечером задержусь и сделаю».

Как предотвратить микростресс

Научитесь оценивать любой новый проект.

  1. Будьте осторожны с рефлексом просто сказать «да», а уже потом разбираться в том, что нужно сделать для выполнения задачи и сколько для этого понадобится времени. Начните с оценки объемов и сроков, а также не забудьте про другие свои задачи – как на их выполнение повлияет новый проект. Обсудите все это с «просителем». Если в решении задачи участвует весь отдел, то работники должны обсудить, как будет распределяться работа, какими ресурсами располагает каждый сотрудник, кто за что будет отвечать, какие трудности могут возникнуть. В итоге появятся реальные сроки выполнения задачи, и микростресс обойдет всех стороной.
  2. Не оставляйте недосказанности. Будучи начальником отдела, организуйте встречу сотрудников с заказчиком (будь то руководство или клиент), чтобы убедиться, что все четко понимают, чего хотят и что нужно сделать. Ваши сотрудники могут выглядеть самоотверженными и инициативными, но мы, конечно, понимаем, что они просто не могут отказаться от выполнения задачи, которую перед ними ставит руководство. Особенно если в воздухе витает призрак сокращений. Но никто и не требует отказа – нужен лишь откровенный разговор о том, что потребуется для выполнения задачи, где может понадобиться помощь и так далее. Ключевой момент – вдумчивый разговор, когда все участники процесса находятся на одной волне.
  3. Не бойтесь уточнять детали: что, кто, когда. Убедитесь, что вы пришли к соглашению. Потратьте пять минут на то, чтобы прояснить детали для каждого сотрудника, даже косвенно вовлеченного – за что конкретно они отвечают. Составьте четкий график.
  4. В процессе работы следите за отклонениями от графика и договоренностей. Устраняйте их сразу, но без негатива, даже если произошло что-то серьезное. Разработайте собственную «сенсорную систему» для обнаружения несоосностей, чтобы вы могли быстро устранять проблемы. Например, заведите привычку последние 5 или 10 минут рабочих совещаний тратить на то, чтобы выслушать планы сотрудников – что и к какому сроку они собираются завершить. Так вы сможете выявлять расхождения еще до их возникновения.

Вместо заключения

Устранение непонимания и борьба с несоосностями — это лишь метод контроля. Чтобы не допускать микрострессы в отделе, научите работников отстаивать свои интересы, отклоняя необоснованные или менее важные задачи, даже если это инициатива самого работника. У каждого должен быть четкий план работ, который лучше всего защищает от появления случайных «срочных» запросов.

И, наконец, найдите минутку, чтобы поразмыслить над тем, не являетесь ли вы сами источником микрострессов для подчиненных. Большинство людей признают, что часто могут непреднамеренно вызывать микростресс у других. Избавление от этой привычки будет полезно не только подчиненным, но и вам самим: микростресс, который мы вызываем у других, бумерангом возвращается к нам, но в другой форме.

Исследования в области социальных наук показывают, что негативные коммуникации влияют на людей в три-пять раз больше, чем позитивные. То есть, устранение даже одного микронапряжения, приводящего к микрострессу, имеет огромное значение.

Если ресурсов вашей компании не хватает для решения маркетинговых задач, то вы можете обратиться к нам – продвижение, написание текстов, создание сайтов, разработка приложений и многое другое: мы разгрузим ваших сотрудников.

Материал подготовлен по мотивам статьи «This specific kind of stress makes managers less effective».

Читайте также:

Как закрыть самозанятость в 2023 году – 3 способа

Онлайн врача ChatGPT проверили на людях – результат удивил!

При каких видах деятельности нужна самозанятость в 2023

#
Психология Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.