Как карьеристки из России и Беларуси относятся к работе, соперничеству и борьбе за равные права.

Сегодня 8 Марта. Мы привыкли в этот день желать девушкам быть женственными, радовать мужчин, оставаться «украшением офиса». Действительно, на что еще пригоден женский пол? Оказывается, на многое: они становятся директорами компаний, открывают свои агентства, управляют огромными командами, в том числе собранным только из мужчин.

Мы обсудили с девчонками, сделанными из бизнеса, маркетинга и успехов, каково это – быть карьеристкой в России и Беларуси. Девушки рассказали, как относится к феминизму, и поделились советами с теми, кто находится в начале карьерного пути.

Внимание: мнение комментаторок может не совпадать с мнением редакции. Но так только интереснее!

Как вам кажется, насколько высока конкуренция между женщинами и между женщинами и мужчинами в вашей сфере? Ощущали ли вы ее на себе?

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

Если говорить об операционном маркетинге, то мне в основном попадались одни женщины. Но не скажу, что страдала от конкуренции. Я постоянно училась новому, раз в год меняла работу, что позволяло приобретать новые навыки, набираться опыта и «не засиживаться» в одном состоянии. Какими бы ни были стереотипы о женской дружбе и коллективе, я очень люблю работать с девушками, в частности, с фотографами, дизайнерами. Наверное, у нас есть какая-то своя тонкая ментальная связь.

Если говорить об SMM, мне кажется, это профессия, созданная девушками для девушек.

Ликуйте, феминистки, мы наконец отжали хороший кусок на карьерном поприще у мужчин. Здесь я чувствую здоровую конкуренцию на скиллы. Каждый день мне соцсети подкидывают новых талантливых девушек, которые продают свои курсы, делают действительно стильные и классные анимации, снимают интересные ролики – вот так посмотришь и думаешь: «Я недостаточно хороша, пойду еще поучусь».

Дарья Данилова, CEO RocketData:

Думаю, в IT, особенно в стартапах, нет никакой конкуренции между женщинами и мужчинами. Есть конкуренция между идеями, компетенциями, лидерами.

Мария Голубева, заместитель директора по маркетингу ABTODOM:

Если говорить про маркетинг в автобизнесе, то, мужчины, простите, не выдерживают конкуренции. Им по природе сложно быть настолько гибкими, многозадачными, так оперативно переключать внимание и одновременно быть готовыми к решению проблем разного уровня: от построения стратегии холдинга до контроля лампочек в шоу-руме.

Если же говорить об автобизнесе в целом на уровне менеджмента, то долгое время женщины испытывали некоторую предвзятость со стороны мужчин. На настоящий момент женщины доказали высокий уровень профессионализма и отличную эффективность в виртуозном ведении бизнеса как на уровне маркетинга, так и на уровне классически мужского сервиса и руководства дилерскими центрами.

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Мы работаем в бьюти-сфере. Тут больше женщин, и конкуренция между ними чаще всего обоснована финансовыми потоками: у кого больше клиентов и больше денег. Внутри своей студии мы стараемся не допускать очевидной конкуренции. Для нас важна командная игра!

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

И в маркетинге, и в бизнесе в целом конкуренция высока: какой бы талантливой ты ни была, всегда найдется еще 10 таких же. Особенно остро это чувствуется после пандемии, когда размылись границы между городами и странами.

Конкуренцию на себе в маркетинге я не чувствовала: мне всегда везло работать в компаниях, где коллеги – как женщины, так и мужчины – относятся друг к другу крайне тепло. Что касается бизнеса, здесь от конкуренции никуда не деться, однако женщиной точно быть проще: с нами мужчины конкурируют не остро, и это позволяет просить у них советов, заводить дружеские отношения.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

Если ты на позиции линейного сотрудника, конкуренция между мужчинами и женщинами примерно одинаковая и довольно «экологичная», потому что в сфере интернет-маркетинга на линейных позициях много и мужчин, и женщин.

Если говорить о конкуренции в сфере топ-менеджемента, управленческих позиций, то здесь мужчин-руководителей все еще больше, чем женщин. Я вижу это на встречах с клиентами и с партнерами. Здесь я ощущаю другой формат конкуренции. Учитывая, что женщин-руководителей меньшинство, кажется, что нас еще не до конца воспринимают всерьез. Но я не назову это дискриминацией.

Я ощущаю эту конкуренцию на себе. В переговорах иногда ты чувствуешь, что к твоему мнению относятся немного снисходительно. И мужчинам порой проще и удобнее решать вопросы в диалоге «мужчина-мужчина», чем «мужчина-женщина».

У нас в TexTerra такого точно нет. В компании много девушек-руководителей, они себя очень эффективно показывают. Скорее, у нас нехватка мужского состава на руководящих позициях.

В целом на рынке женщинам пока тяжелее конкурировать с мужчинами. В первую очередь, потому что женщин в топ-менеджменте меньше. Во-вторых, они в большей степени не уверены в себе. У нас есть декрет и общественные стереотипы, которые сильно укоренились в нашей стране и предполагают, что у женщин недостаточно лидерских компетенций, чтобы быть эффективными на руководящих позициях.

В то же время, изучая статьи и исследования, я вижу, что компании, где на управленческих позициях с финансами работают женщины, более эффективны, в них чаще растут показатели.

Елена Осипова, директор благотворительного фонда «Провидение»:

Сейчас для женщин и мужчин абсолютно равные возможности. Женщине стало гораздо легче себя проявить. Есть много курсов и тренингов по бизнесу именно для женщин. Мне самой это очень помогло в свое время, и я продолжаю развиваться в этом направлении.

Наталия Игнатенко, PR-директор Planeta.ru:

Ни разу не ощущала на себе гендерную конкуренцию: ни когда работала журналистом (до того, как прийти в PR), ни сейчас, когда стала работать в IT-компании и заниматься пиаром.

Недавно мы в Planeta.ru брали на работу директора отдела разработки. Этот пост заняла женщина, прекрасная Елена Шишкина. Скоро ждем новую коллегу-тестировщицу. Если же говорить о пиаре, то тоже никогда не замечала такой конкуренции. У меня есть знакомые специалисты из сферы – и мужчины, и женщины.

Тиунова Александра, e-commerce «Тануки», партнер и сооснователь Wonday Consulting:

Нет, на мой взгляд, такой конкуренции не существует. Я с ней не сталкивалась.

Крюкова Евгения, YouTube-специалист TexTerra:

Никогда не ощущала на себе ничего подобного. Возможно, оттого что я довольно мягкий человек, и мужчины относятся ко мне по-доброму. Да и в ситуациях с сильной конкуренцией я никогда не была. Так что судить не могу.

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

В digital и маркетинге, как и в большинстве областей, преобладают владельцы-мужчины. С ними мне нравится конкурировать гораздо больше, чем с женщинами, т. к. мужчины в основном ведут открытую борьбу. Соперничество с мужчиной всегда сопровождается получением новых навыков и профессиональным ростом. Мужчины умеют достойно проигрывать и ценят усилия добившихся успеха женщин.

С женщинами картина, к сожалению, совершенно другая. Начинается не конкуренция, а соперничество. Мне кажется, генетически в женщинах заложен ген борьбы с себе подобными любыми способами. Раньше – за лучшую особь мужского пола, сейчас – за бизнес.

Если мужчины способны «биться» один на один, то женщины чаще начинают образовывать тайные союзы, плести интриги и заговоры. Женщина всегда воспринимает все лично и через эмоции, что в бизнесе не самая результативная стратегия. Да и, как показывает опыт, получить любые услуги, советы, помощь и т. д. женщинам гораздо проще от мужчин. «Коллеги» по гендерной принадлежности создадут массу препятствий и условий.

Екатерина Царькова, директор по коммуникациям REG.RU:

Для того, чтобы не думать о конкуренции, нужно постоянно прокачивать свою экспертизу, используя методы непрерывного образования. Так уже в самое ближайшее время станет обыденным проживать несколько профессиональных жизней. К тому же, на мой взгляд, появится новый вид конкуренции – между ИИ и человеком. Как утверждает Клаус Шваб, основатель и глава Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ), в своей книге «Четвертая промышленная революция», (ее мы с вами проживаем в данный момент), наиболее значимые прорывы в технологиях, рассматриваемых как «мир завтрашнего дня», произойдут в следующем десятилетии. ИИ будет заменять людей на многих рабочих местах к 2025 году и принимать важные решения – к 2026 году. Многим придется смириться с тем, что их заменят роботы, однако, останутся и такие профессии, которые наименее подвержены роботизации (см. исследования мировых консалтинговых и аудиторских компаний как PwC, McKinsey и т. д). В эту сторону и нужно смотреть тем, кто хочет остаться востребованным в текущих условиях постоянно трансформирующегося мира.

Какие трудности были на вашем карьерном пути? Как вы с ними справлялись?

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

Бюрократия – слишком банально, да? Меня это убивало как специалиста. Когда от момента обсуждения идеи до ее реализации проходят годы, и ты ничего не можешь с этим сделать, нужно прощаться. Мне кажется, людям, связанным с творчеством, вообще противопоказано касаться хоть в каком-то виде бюрократии, потому что как только ты начинаешь тратить больше 30 % своего времени на «демонстрацию работы», согласовывая формулировку рядового письма, ты перестаешь быть художником и превращаешься в Зинаиду Павловну из бухгалтерии. А никто не хочет, чтобы их соцсети вела Зинаида Павловна.

Мария Голубева, заместитель директора по маркетингу ABTODOM:

Мой карьерный рост – это постоянная работа над собой, над повышением уровня знаний и компетенций. Из трудностей могу назвать недостаточность информации на рынке, слабую внутреннюю коммуникацию, непонимание важности маркетинга для бизнеса.

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Сложным было решиться открыть свой бизнес, набрать команду профессиональных мастеров маникюра и обучить технологии порошкового покрытия (она совсем новая, практически никто еще не умеет в ней работать). Это получилось не сразу.

Быть руководителем достаточно большого коллектива – значит продумывать стратегии развития, расставлять профессиональные границы, обосновывать действиями и поведением свой профессионализм, показывать высокие результаты управленческих решений. Давать людям понять, что мы движемся в правильном направлении, развиваемся. Нужно выстраивать доверительные отношения и постоянно совершенствовать свои скиллы.

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

Первая трудность заключалась и до сих пор заключается в моем возрасте, а точнее, в его стереотипном восприятии. Людям довольно сложно поверить, что 22-летняя девочка, которая выглядит дай бог на 18, может быть профессионалом и ответственным руководителем. Требуется время, чтобы убедить людей в своей опытности, экспертности и, главное, серьезности. Это каждый раз вызов для меня и всей команды, но это и мотивирует.

Вторая трудность заключалась в моем экстремальном подходе к работе. Это когда пытаешься сделать все идеально и прямо сейчас, мгновенно решить любую проблему, быть идеальным для коллег и клиентов. Такая позиция привела к тому, что в 20 лет я уже работала проджектом в одном из самых крупных российских агентств, но выгорела, как будто мне 40.

Справляться с таким неправильным отношением к работе нужно с помощью психологов, выходных и новых хобби – это длительный процесс, но именно адекватное распределение сил помогает достигать успехов на длинных дистанциях, а карьера – это марафон, а не спринт.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

С учетом того, что на позиции руководителя я с 2014 года, уже семь лет, трудности за это время, конечно, были и есть. Они менялись по формату и содержанию.

В начале пути, когда я формально стала руководителем («формально», потому что ты не сразу перестраиваешься, и приходится по ходу наращивать какие-то компетенции, навыки и получать знания, в том числе на собственных граблях), не хотелось быть плохой в глаза подчиненных.

Психологически было проще усидеть на двух стульях. Хотелось улаживать конфликты мирным путем. Понятно, что для руководителя необходима определенная жесткость. В этом была проблема – быть жесткой, казаться плохой не хотелось.

Здесь требовалась установка на то, чтобы поменять свой подход и мировоззрение. Потом мне стало понятно, что, если ты требуешь чего-то от сотрудника, то это не потому что ты плохая и вредная, а ради дела, ради общего блага. Ради компании это делать необходимо. Это и есть одна из функций руководителя – требовать, контролировать, расставлять границы.

Вторая сложность – быть руководителям тем людям, с которыми я буквально вчера была на одной позиции. Нужно было наработать авторитет. Для меня это не пустые слова. Я понимаю, что авторитет нарабатывается умением справляться с проблемами, которые не решают твои подчиненные, умением брать ответственность на себя за отдел, за любого твоего сотрудника. Умением разруливать негативы, форс-мажоры и так далее, умением ориентироваться и принимать решения в хаосе, брать ответственность за них, не зная, правильный выбор ты делаешь или нет.

Третья – стать авторитетом в глазах людей, которые старше тебя. Такие люди в моем отделе были на тот момент. Требовалось выработать определенную стратегию в общении с ними.

Четвертый момент – увольнения. До первого своего увольнения я в теории знала и понимала, что, если хочешь стать руководителем, нужно научиться правильно расставаться с людьми. Это подразумевает под собой определенные механики и навык общения, умение расставаться «экологично» и для компании, и для человека. Процесс психологически очень дискомфортный, потому что ощущаешь себя плохим человеком, который влияет на судьбу другого, который лишает его возможности продолжить развиваться в компании и т. д.

Как я с этим справлялась? Как-то справлялась. Было много граблей. Но и мой руководитель в компании, Денис Савельев, мне во многом подсказывал, как действовать, я на него ориентировалась. И конечно, много читала литературы, которая меня направляла. Ну и интуитивно. Здесь я имею в виду действия через эмпатию. Потому что без высокой эмпатии стать эффективным руководителем очень сложно.

Елена Осипова, директор благотворительного фонда «Провидение»:

Поначалу не хватало опыта руководства организацией. Я очень многое брала на себя, и это тормозило развитие. Сейчас, когда вокруг меня собралась команда единомышленников, и я научилась делегировать задачи, освободилось время и силы для развития фонда и решения стратегических задач.

Наталия Игнатенко, PR-директор Planeta.ru:

Основная трудность была в том, что я меняла сферу деятельности: перешла из журналистики в пиар. Помимо этого, спустя два года после начала работы в Planeta.ru, я довольно неожиданно заняла руководящую позицию. Из просто PR-специалиста меня повысили сначала до ведущего PR-менеджера, а потом до PR-директора. Соответственно, сначала я в принципе вникала в новую сферу, а потом училась быть руководителем, работать над более стратегическими вещами.

В связи с этим у меня была сильная проблема переработок. Не потому что меня кто-то заставлял или заваливал работой, а потому что я думала, что недостаточно хороша. Эту трудность помог решить наш директор. Он мне сказал очень мудрую фразу: «Наташа, ты не хирург. Оттого, что ты что-то не успеешь сделать сегодня, а сделаешь завтра, планета не перевернется». Однажды он даже меня сам отправил в отпуск. В общем, всячески давал понять важность отдыха для продуктивной работы.

Иногда до сих пор настигает синдром самозванца. Знаю, что многие люди с ним сталкиваются. Его можно победить только реальными делами. Мне помогает, когда я структурирую к планеркам результаты своей работы. Такая систематизация позволяет объективно оценить, что ты делаешь свою работу хорошо.

Крюкова Евгения, YouTube-специалист TexTerra:

Самая большая трудность, которая всегда мешала мне жить, – невротическое желание достигать цели. Потому что без них «неинтересно», «нет азарта» и т. д. Для меня работа всегда была гонкой. Показать всем, что я могу. Получить социальное одобрение, похвалу. Задрать себе KPI, а потом фигачить на их достижение. Знаете чувство, когда ходишь 24/7 с телефоном, постоянно обновляешь статистику и записываешь новые идеи? Если да, поздравляю. Вы стали заложником идеи и, возможно, скоро это аукнется на вашем здоровье. У меня уже аукнулось, и, слава богу, это дало мне отрезвление. Я ушла с руководящей должности и больше не стремлюсь к успешному успеху.

Когда я пришла в TexTerra восемь лет назад, у меня была довольно низкая зарплата. Когда я стала руководителем, доход значительно вырос. И тогда я задала себе вопрос: «А стала ли я счастливее, имея такую высокую зарплату?», «Могу ли я перечислить моменты счастья, непосредственно связанные с деньгами?». Ответ был «нет». Для меня счастье и деньги – абсолютно не связанные между собой вещи. И когда я это осознала, все встало на свои места.

Сейчас я линейный сотрудник, и в мои обязанности входит продвижение нашего YouTube-канала. Это дело приносит мне удовольствие. И да, в этом месяце я должна была взять KPI, но не удалось. И я почему-то не психую.

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

Главная трудность была как раз в голове – тот самый синдром самозванца, когда партнеры уже в тебя верят, а ты в себя – все еще нет. С этим получилось справиться только со временем и с количеством клиентов, которые идут не от рекламы, а по «сарафанному радио».

Если уж совсем честно, этот синдром периодически появляется, когда обращение о сотрудничестве приходит от медийных лиц или очень крупных международных брендов, но я его уже научилась приглушать.

Екатерина Царькова, директор по коммуникациям REG.RU:

Необходимость постоянно находиться в тренде. Если выпадаешь из профессии хотя бы на полгода, уже теряешь в знаниях и понимании, что сейчас популярно. Сейчас с этим справляться проще: разные телеграмм-каналы, информационные ресурсы, многочисленные вебинары и онлайн образование позволяют дистанционно узнавать всю необходимую информацию и знания.

Какие принципы работы помогают вам достичь успеха?

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

Не боюсь, можно сказать, даже люблю перемены и всегда начинаю с себя. Если мне не нравится место работы или проект, я не виню его или обстоятельства. Не удалось ничего поменять – ухожу с этого проекта.

Еще я легко принимаю решения, ошибок не бывает, а отрицательный опыт учит нас гораздо большим вещам, чем порой положительный.

Анна Найш, CEO платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum:

Достичь успеха в работе мне помогают четыре основных принципа.

  • Вижу цель – не вижу препятствий. Если цель определена, ее реализацию откладывать нельзя. Да, есть задачи, которые требуют чуть больше времени, но неразрешимых ситуаций не бывает. При этом важно мыслить позитивно и уметь рисковать, даже если история развивается не по задуманному сценарию, и все вокруг говорят, что не получится.
  • Умение соединять личную ответственность как руководителя с уважением к мнению каждого члена команды. Я всегда стараюсь находить баланс между своими решениями и точкой зрения моих «полевых игроков», профессионалов в своем направлении. Здесь не обойтись без умения слышать и слушать. Помните, как говорил Стив Джобс: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказать им, что делать. Мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать». Практика показывает, что такая синергия помогает достичь наилучшего результата и привести к успеху.
  • Умение выстраивать приоритеты и оставаться в фокусе, не отвлекаясь на другие задачи.
  • Lifelong learning – обучение длиною в жизнь и постоянное самообразование. В постоянно меняющихся условиях бизнеса, да и жизни в целом, важно не переставать совершенствовать свои hard и soft skills, а также метанавыки.

Дарья Данилова, CEO RocketData:

  • Любовь к своему делу. Делать проект, который любишь, который наделен для тебя большим смыслом в разы приятнее. Когда будет тяжело, любовь не позволит сдаться.
  • Команда на первом месте. Я верю в то, что успеха добиваются не идеи, а люди, которые их воплощают.
  • Никогда не слушать тех, кто говорит: «Это невозможно». Если не получилось у них, не значит, что не получится у тебя.
  • Ставить максимально амбициозные цели, ведь нет никакой разницы, на достижение какой цели тратить ежедневно 10–14 часов своего времени.

Мария Голубева, заместитель директора по маркетингу ABTODOM:

В моей работе важно постоянно повышать уровень своих знаний, следить за тенденциями в области маркетинга. Чтобы достичь успеха, я стараюсь ставить амбициозные цели, которых действительно хочется достичь. Помогает искренняя вера в свои силы и в свое дело, глубокое погружение в процесс и внимание к деталям, позитивное мышление и умение видеть новые возможности для развития.

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Работать в кайф и заниматься любимым делом!

Выделяться из общей массы. У нас, например, уникальный продукт: мы первые в Москве делаем порошковое покрытие. Это выделяет нас в индустрии.

Я хорошо знаю бьюти-рынок и свою сферу деятельности, разбираюсь в маникюрных тенденциях. Это тоже очень важно и сильно влияет на качество работы студии.

Правильное финансовое планирование, безусловно, тоже является важным фактором на пути к успеху.

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

Есть три ключевых принципа, которым я следую изо дня в день.

  • Если что-то делать, то делать хорошо. Никогда не разрешаю ни себе, ни команде что-то делать поверхностно или вполсилы. Лучше не браться изначально за проект, чем сделать его на среднем уровне.
  • Прежде, чем что-то делать, нужно понять – зачем. У любого действия должна быть цель. Это касается как стратегий и планов, так и банальных вещей вроде корпоративных праздников. Если я не понимаю, то, возможно, и делать ничего не стоит.
  • Лучше делать мало, но делать каждый день (данный принцип позволяет достигать целей несмотря на то, что у всех бывают дни плохого настроения, апатии и слез. Если не хочется ничего делать, все равно стоит сделать чуть-чуть. Это лучше, чем ноль.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

У меня вопрос к слову «успех». Что это такое? Многие люди в моем окружении считают, что я добилась определенного успеха. Я честно могу сказать, что сама так не считаю, потому что я постоянно задаю вопросы и к своим компетенциям, и к результатам работы.

Я отвечу, какие принципы работы я вообще использую. Здесь три важных момента:

  • смелость;
  • трудолюбие;
  • человечность / эмпатия.

Смелость. Я верю, что эта черта позволяет вести за собой людей. Этот навык дает возможность пробивать стены, развивать отдел, компанию и зажигать других людей.

Второй принцип ­– трудолюбие. Сюда относится ответственность, личный пример, дисциплина, требовательность к себе, самокритика. Без этого не представляю нормальной работы руководителя.

Третий принцип – человечность. Иногда мне казалось, что нужно быть жесткой, держать определенную дистанцию. Сейчас я понимаю, что важна человечность и прокаченная эмпатия. Если ты можешь встать на сторону другого, услышать его и понять его потребности, страхи, тревоги, желания и при этом сохранить отношения в формате «вин-вин», с учетом ролей «руководитель-подчиненный», с учетом интересов общего дела и компании, то все проходит максимально эффективно для обеих сторон. И чем больше я работаю с людьми, тем сильнее понимаю, что это крайне важно. Это влияет на мотивацию сотрудников. Когда подчиненный чувствует, что ты видишь в нем человека, а не просто ресурс, это очень сильно влияет на мотивацию.

Наталия Игнатенко, PR-директор Planeta.ru:

Командность и благодарность. Они, кстати, очень пересекаются с краудфандингом в целом. Любой крауд-проект – это командная работа автора и аудитории, основанная на благодарности (за поддержку проектов люди получают вознаграждения).

Как показывает краудфандинг, эти принципы отлично работают. Поэтому так важно замечать успехи друг друга в команде, подбадривать, благодарить. Успех каждого бизнеса во многом зависит от людей, важно ценить и уважать их.

Крюкова Евгения, YouTube-специалист TexTerra:

  • Делать на совесть.
  • Не трястись за результат.
  • Доверяться интуиции.
  • Не портить карму.
  • Отдыхать, когда устала.

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

Основной принцип заключается в том, чтобы дать партнеру больше, чем он рассчитывает получить. Это 100 % рабочий инструмент. Больше внимания, больше звонков и участия, рекомендации и советы, которые увеличивают ценность сотрудничества с нами. Даже цена услуг уходит для клиента на второй план.

Екатерина Царькова, директор по коммуникациям REG.RU:

Целеустремленность, любознательность и хорошее чувство юмора.

Как стать лидером, заслуживающим доверия?

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

Нужно оставаться человеком. Требовательным, строгим, но человеком.

И уметь контролировать раздражение и негатив. Если вся моя команда опоздала на съемку, модель забыла одежду, оператор свет и т. д., я всегда говорю себе «сначала решим проблему, а потом будем решать, кого сажать на кол».

Обычно к моменту, как все разрешилось, эмоции утихают, и ситуация решается спокойно, а главное – позитивно. После такого подхода люди не просто стараются, но и всегда готовы выручить в форс-мажорах.

Анна Найш, CEO платформы для эффективного онлайн-взаимодействия Granatum:

Если руководитель не сам собирает команду, а приходит в уже сформированный коллектив с устоявшимися бизнес-процессами, не стоит действовать по принципу «каждая метла по-своему метет». Разрушить легко, а сохранить лучшее и добавить что-то работающее гораздо сложнее. Поэтому первое, что следует сделать, – обстоятельно изучить текущую ситуацию, поговорить с каждым сотрудником, понять его боль и помочь решить эту боль в первые недели на руководящей должности.

Второй важный момент для роста доверия в команде – способность быстро показать важный для компании результат. Это критично для любого нового сотрудника, а для руководителя особенно.

И, в-третьих, лидера отличает уверенность в своих действиях и умение быть стойким несмотря ни на что. Показывайте команде личным примером, что неразрешимых задач нет. Важно транслировать сотрудникам знание о том, что выход можно найти из любой ситуации. И лидер всегда знает, что вместе с командой он его обязательно найдет. Эта уверенность передается коллективу: когда каждый сотрудник точно знает, что у него есть надежная опора и плечо, которое всегда поддержит, легче выходить на новый уровень и добиваться максимума в работе и в жизни.

Дарья Данилова, CEO RocketData:

  • Быть честной, справедливой, всегда держать слово. Жизнь у руководителя долгая, а репутация одна на всю жизнь. В ситуациях, когда нужно выбрать между справедливостью и локальными интересами бизнеса, всегда нужно выбирать первое.
  • Простота и открытость. Я сижу в одном опенспейс со своими сотрудниками, за таким же столом и на таком же стуле. Мы вместе пьем чай, играем в настолки, обсуждаем планы компании. В RocketData каждый сотрудник знает важные финансовые показатели компании, понимает задачи и вызовы, проблемы и сложности.
  • Нанимать людей, которые смогут раскрыть свои таланты наилучшим образом в твоей компании, и помогать им это делать. Иногда после собеседований мне говорили, что это собеседование помогло человеку понять, чего он хочет, и это изменило его жизнь. Для меня это главное. Найти правильного человека и помочь ему достичь целей.
  • Заряжать своей энергией и делать так, чтобы работа была любимой для команды. Чтобы она была даже не работой, а общим проектом и детищем. Мы проводим так много времени на работе, что этот процесс просто обязан приносить удовольствие.

Мария Голубева, заместитель директора по маркетингу ABTODOM:

Чтобы стать лидером, заслуживающим доверия, необходимо брать на себя ответственность, быть человечным и слышать своих коллег.

Надо хорошо знать свою область, видеть ситуацию комплексно, быть сильным стратегом и гибким тактиком одновременно, показывать результат, не бояться извлекать уроки из промахов, всегда излучая внутреннюю силу, энергию и уверенность.

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Лидер – это про ответственность! Чтобы стать лидером, нельзя сдаваться. Нужно держать слово, обладать мощной харизмой, видеть перспективу и излучать уверенность!

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

Мне кажется, пока я не знаю точного ответа на данный вопрос.

Сейчас мне кажется, что важно быть настоящим, чтобы строить доверительные отношения со своей командой. Настоящим – это неидеальным. Твоя команда должна знать, что у тебя есть не только сильные стороны, но и слабые. Ты обычная девушка, и ничто человеческое тебе не чуждо.

Такая позиция позволяет поддерживать атмосферу, в которой любой сотрудник может поделиться своими успехами и неудачами, а в важные для компании моменты стиснуть зубы и сделать больше, чем ему казалось возможным.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

Первый принцип – открытость. Быть максимально открытым лидером. Для меня это в какой-то степени стало инсайтом несколько лет назад, потому что я себя считаю интровертом. Для бизнеса и для управления людьми крайне важно быть открытой. Это позволяет завоевать доверие сотрудников. Когда уровень доверия высокий, тебе проще управлять.

Быть открытым – значит транслировать свои решения не в стиле «Я решила, и с сегодняшнего дня будет так». Свои решения нужно объяснять. Даже так: сначала обсуждать идею с коллективом и дружно принимать ее или не принимать.

Еще один аспект открытости – какие-то проблемы, которые есть в отделе или коллективе. Важно их совместно обсуждать, предоставляя право голоса каждому желающему.

Второе – последовательность. Если руководитель ведет себя непоследовательно (сначала принимает одно решение, на следующий день ведет себя по-другому), это вызывает очень сильное раздражение, недоверие. Тебя перестают воспринимать всерьез. Последовательность очень важна, чтобы тебе доверяли, и чтобы люди не пребывали в состоянии тревоги.

Елена Осипова, директор благотворительного фонда «Провидение»:

Надо прислушиваться к своей команде и, даже если сгоряча приняла неверное решение, выслушивать аргументы и вовремя менять направление движения. Мои сотрудники знают, что всегда могут меня скорректировать, если меня в какой-то момент «занесет».

Крюкова Евгения, YouTube-специалист TexTerra:

  • Вдохновлять и мотивировать.
  • Говорить правду.
  • Помогать и защищать.
  • Держать обещания.
  • Не быть сволочью.

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

Только показывая результат и ведя честную игру, можно получить признание как клиентов, так и коллектива.

Для меня важно, что внутри компании мы команда, а не руководитель и наемные сотрудники. Отношения с людьми, работающими «на меня», всегда предпочитаю выстраивать на доверии, а не на тотальном контроле. Нет стремления искать человека под должность, скорее наоборот. Я дам должность человеку, у которого проявляется к этой работе интерес.

Екатерина Царькова, директор по коммуникациям REG.RU:

Не подводить свою команду. Быть готовой всегда помочь, в том числе и вне рабочих вопросов, по-человечески. Быть открытой для обсуждения любых вопросов, даже самых неудобных. Работать в компании, где все равны и каждый имеет право высказаться. В REG.RU мы придерживаемся принципов Agile и это позволяет нам находиться в комфортной рабочей атмосфере. Большую работу проводят и HR, обращая внимание при найме на необходимые софтскиллы, таким образом, наши ребята соответствуют ДНК компании и поддерживают ее культуру.

Как прийти в новый коллектив и сразу произвести впечатление?

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

Не пытаться произвести впечатление. Быть собой.

Мария Голубева, заместитель директора по маркетингу ABTODOM:

Чтобы произвести впечатление в новом коллективе, необходимо показывать свое уважение и расположение к компании, заинтересованность и профессионализм. Быть отзывчивым и благодарным за помощь. Ну и, конечно, внутренняя уверенность, позитив, открытость и улыбка – постоянные спутники настоящего лидера.

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Главное не пытаться произвести впечатление.

Уверенность в себе – залог успеха. Правильная самооценка, аккуратный внешний вид, ровная осанка. Говорить легко, четко и по делу.

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

А зачем производить впечатление? Какая у этого цель? Коллективу важно показать, что ты здесь неслучайно, что ты на своем месте – это лучше всего сделать за счет своей упорной работы, уважения к работе других и доброго отношения к коллегам.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

В новый коллектив я приходила восемь лет назад, в 2013 году, в TexTerra.

Как произвести впечатление? На мой взгляд, своим трудолюбием, погружением. Когда ты приходишь в компанию, нельзя работать в режиме сохранения энергии. Это вообще не мой принцип по жизни, но на старте это особенно важно. Нужно делать чуть больше, чем остальные. Даже не для того, чтобы произвести впечатление, а чтобы закрепиться в коллективе. Ты закрепляешься тогда, когда нарабатываешь компетенции, когда у тебя есть связи внутри.

Погружение, ответственный подход к работе. Нельзя подводить в принципе, но особенно вначале, когда у тебя неустойчивый период, когда на тебя пристально смотрят, не наработан бэкграунд, нет такого доверия, как к людям, которые проработали несколько лет и уже многое доказали.

И третий момент – это умение коммуницировать. Я, например, наблюдаю по тем сотрудникам, которые к нам приходят, и которых мы пытаемся интегрировать в коллектив. Те, кто хорошо общаются вне работы, достаточно быстро укрепляются в коллективе. Поэтому интроверт ты, не интроверт, любишь общаться с людьми или нет, для меня достаточно очевидно, что количество твоих коммуникаций в новом коллективе будет сильно влиять на то, останешься ты там или нет.

Ну и эмпатия – нужно чувствовать атмосферу. Для этого иногда достаточно присмотреться, не всегда выпячивать себя. Некоторые люди выбирают стратегию «Сейчас я самый умный тут выскажусь, и меня заметят». На мой взгляд, стоит выбирать другую стратегию. На начальном этапе общаться, прислушиваться, смотреть, какие механизмы работают в коллективе, какая система действует. Я не говорю о ложной скромности. Когда у тебя есть мнение, его не стоит задвигать подальше. Я говорю про то, что не нужно выпячивать себя.

Есть также такая механика: взять на себя поручение, ответственную задачу. Еще одна из механик – взять на себя то, что не берут другие, и сделать это отлично. Я на это обращаю внимание. Это одна из механик, которая позволит обратить на себя внимание руководителя, позволит вырасти, наработать авторитет и закрепиться.

Наталия Игнатенко, PR-директор Planeta.ru:

Надеть какую-нибудь дурацкую шляпу или эпатажный наряд. Это точно впечатлит. Вопрос в том, что, скорее всего, не так, как хотелось бы. Поэтому, мне кажется, тут излишни какие-то дополнительные придуманные советы: быть собой, качественно и честно делать свою работу, проявлять живой интерес к тому, что происходит вокруг.

Елена Осипова, директор благотворительного фонда «Провидение»:

Не стесняться, доброжелательно рассказать о себе и своем деле. Когда делаешь что-то искренне, это всегда находит позитивный отклик.

Крюкова Евгения, YouTube-специалист TexTerra:

Не имею такого опыта. Человек раскрывается со временем. А люди, которые производят яркое впечатление в первые же дни работы, часто (не всегда) впоследствии оказываются пустышками.

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

Максимум простоты в общении и работы на результат. Не забывать, что корона, которую надели на тебя коллеги и клиенты, гораздо дороже, чем та, которую ты сам на себя надел.

«О чем» для вас 8 Марта: это день женской независимости и силы, день женственности, просто дополнительный выходной?

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

Это дополнительный инфоповод, к которому нужно снимать, продвигать, куда-то бежать и все успеть запустить. В моей сфере любой праздник – это не дополнительный выходной, а дополнительный… ну вы поняли.

Мария Голубева, заместитель директора по маркетингу ABTODOM:

8 Марта – это, прежде всего, день весны, возрождения природы, новой сильной энергии. Женщина несет в себе энергию новой жизни, и очень здорово, что в этот весенний день женщине уделяется особое внимание!

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Сила женщины в ее слабости! 8 Марта – это день, когда можно остановиться от суеты и принимать поздравления от мужчин, просто потому что ты женщина. Это ценно!

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

Для меня как для работодателя это первое 8 Марта, поэтому мало того, что это лишний выходной день, так еще и повод для корпоративного праздника, подарков (шучу).

На самом деле, для меня 8 Марта – это прежде всего праздник женской независимости, гендерного равноправия. Это праздник, который напоминает, что женщина может легко состояться в жизни, и в том числе, в карьере, без помощи мужчины. Это праздник женщин, которые знают, чего хотят, и обязательно этого достигнут – сами.

Елена Осипова, директор благотворительного фонда «Провидение»:

Для меня 8 Марта – это праздник весны, когда все женщины красивые, радостные, а мужчины оказывают дополнительные знаки внимания женскому полу. Это никак не связано с феминизмом, скорее наоборот. Такой праздник женской красоты, праздник, обращающий внимание всего мира на женщин. Даже те женщины, которых обычно не замечают, в этот день получают какие-то знаки внимания. И что женщина просто сама по себе в центре внимания в этот день – это здорово!

Поэтому я отношусь к этому празднику положительно. Когда дарят цветы коллеги, ученики или кто-то еще помимо мужа или парня, – это всем приятно. Лично я это очень люблю. И женщин, которым это не нравится, по-моему, меньшинство.

Тиунова Александра, e-commerce «Тануки», партнер и сооснователь Wonday Consulting:

Для меня 8 Марта это самый насыщенный рабочий день в году. После него идут 14 февраля и Новый год.

Крюкова Евгения, YouTube-специалист TexTerra:

Для меня только несколько дней в году имеют особенное значение, и это не государственные праздники. Все остальное кажется мне неискренним и напускным.

Наталия Игнатенко, PR-директор Planeta.ru:

Для меня с детства это праздник мам и бабушек (теперь уже мамы и только одной бабушки). Это лишний повод сказать им, как сильно я их люблю, как они для меня важны. Часто говорят, что лишние поводы не нужны, но ведь честно будет признаться себе, что мы все делаем это не так уж регулярно, и что слишком много тут просто не может быть.

Это лишняя возможность отправить им цветы и почувствовать их улыбку на расстоянии. Это повод собраться с подругами: сходить в спа или кафе, просто наболтаться. Потому что выходной, потому что мы все точно не заняты на работе, потому что на неделе или по выходным мы часто не успеваем видеться компаниями из-за несовпадения графиков, рабочих и личных дел.

Я с благодарностью отношусь, если в этот день меня поздравляют, но уж точно не обижаюсь, если этого не делают, и не начинаю читать лекции об истории праздника, если поздравляют «как-то не так». Предпочитаю не концентрироваться на формулировках, которые могут быть мне не близки (типа женского счастья), а просто благодарить за знак внимания и радоваться комплиментам).

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

Как ни странно, праздник, которому положила начало борьба за равенство и равноправие Клары Цеткин, сегодня все ярче подчеркивает наше (женское) отличие и уникальность.

Для меня 8 Марта – это в первую очередь мамин праздник, в который я говорю ей спасибо, что научила быть женщиной! День, когда мы приклоняемся перед женственностью, нежностью, силой, которая позволяет и в «избу горящую, и коня наскоку». Очень люблю и каждый год с нетерпением жду этот день.

Екатерина Царькова, директор по коммуникациям REG.RU:

Я воспринимаю гендерные праздники скорее, как еще один повод уделить внимание тем, кто рядом: близким, коллегам (с которыми порой коммуницируешь в разы больше, чем с родными, становясь больше, чем просто коллегами).

Как вы относитесь к феминизму? В чем, по-вашему, главная «женская» проблема в России сегодня?

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

В интерпретации феминизма. Возможно, это проблема не только в России.

Мне кажется, это движение или их последователи не всегда правильно трактуют некоторые ценности феминизма. Я не считаю оскорбительным вкладывать силу в женскую красоту, почему нет? Одной природа дала красивые ноги, другой – талант к математике. Обеим просто повезло.

И, давайте честно, все хотят быть красивыми, внимание мужчин – это приятно, комплименты – это приятно, уметь выключать мужчинам мозг, как Шэрон Стоун, перекидыванием ног – это круто. Здесь не женщины жертвы, а мужчины.

Я и себя могу причислить к феминисткам, но не тем, кто будут кричать «Дайте нам такие же права!», а к тем кто, будет тихо, мирно, не привлекая внимания, проходить через толпу к трону.

Однажды мне прилетело за недостаточно «умные» сообщения в анимации, в то время как другие рестораны делятся голыми телами в сети. Феминизм, сексизм – это вопрос субъективной интерпретации. И если люди находят в незатейливой анимации сексистские посылы, то это, скорее всего, неуверенность в себе, так как уверенным не нужно пытаться доказать посту с фламинго, что они умные, и у них в голове не только подарки.

Дарья Данилова, CEO RocketData:

Думаю, женщинам по всему миру, не только в России и Беларуси, важно видеть примеры успеха других женщин, стирать стереотипы о том, что есть какая-то разница в способностях между людьми разных полов. В 21 веке это звучит как доисторическая чушь.

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Я не за и не против феминизма. Это особая философия некоторых женщин, и я уважаю мнение каждой.

Я из тех, кто с удовольствием принимает гендерные различия. Я хочу быть слабее и отличаться во всех смыслах от мужчин. Я только против ограничений в карьере, но за разделение профессий на «неженское это дело».

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

Я поддерживаю феминистское движение. Как можно не поддерживать людей, которые пытаются противостоять дискриминации тех или иных социальных групп, в данном случае – женщин?

В России, а особенно в провинции, женщин до сих пор не воспринимают всерьез, поэтому у них меньше зарплаты, в том числе поэтому им действительно «выгоднее» сидеть дома с ребенком, чем строить карьеру.

Главная проблема, на мой взгляд, заключается в доминирующих ошибочных гендерных стереотипах: из-за «ты же девочка» / «ты же, прежде всего, мать» многие талантливые женщины не реализуют себя в профессии, отказываются от своих желаний ради мнимого общественного одобрения.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

Феминизм – это отстаивание равноправия между мужчинами и женщинами. Я не считаю, что нужно противопоставляться друг другу, не считаю, что здесь должен быть какой-то конфликт. Не считаю, что кто-то должен циклиться на отстаивании своих прав. На мой взгляд, это бесполезная трата энергии.

Энергию нужно направлять на то, чтобы работать над своей личностью, становиться сильнее, интереснее, привлекательнее, профессиональнее. Не с точки зрения конкуренции женщины с мужчинами, а сточки зрения своего личностного роста.

В последнее время, учитывая, что тема феминизма достаточно острая, мне кажется, что ей уделяется слишком много внимания. И мне не очень нравится этот перекос.

Основная проблема в том, что женщины сами не очень-то умеют управлять своей жизнью и при этом пытаются обвинять в этом мужчин. Я понимаю, что иногда женщинам в нашей стране еще сложно пробраться на какие-то верха управленческих позиций. Проблема все же в том, что женщине нужно расти и укрепляться с точки зрения своих компетенций. Тогда появится больше влияния, мужчины будут с тобой считаться, если ты действительно приносишь пользу для бизнеса, для семьи и так далее. То есть если твои вложения по сравнению с мужчинами уравниваются или становятся больше, то какие к тебе могут быть вопросы?

Одна из проблем женщин – как раз неумение отстаивать свои границы, неумение управлять ими. У нас часто бывает такая ситуация, когда женщина набирает на себя очень много всего, тащит, как лошадь, и потом вся такая недовольная, замученная и так далее. Тут у меня вопрос к женщине: зачем ты все это тащишь?

Я понимаю, что мою позицию далеко не все одобрят, но я смотрю на это так.

Я за партнерские отношения между мужчиной и женщиной. Я уверена в том, что они могут друг друга дополнять. И в личных отношениях, когда это касается семьи или романтических отношений, и в бизнесе.

На собственном примере я вижу и понимаю, что женщины могут быть очень эффективны. И партнерский профессиональный союз между мужчиной и женщиной может быть очень эффективным. Поэтому я за партнерские отношения, а не за то, чтобы кто-то тащил одеяло на себя. Нужно уметь выстраивать коммуникации между полами. Я считаю, что это возможно, если ты задаешь вопросы в первую очередь себе и занимаешься своим развитием. Таким образом поднимаешь свой авторитет в глазах окружающих.

Елена Осипова, директор благотворительного фонда «Провидение»:

К феминизму отношусь нейтрально: все имеет право быть, и все не просто так в этом мире. Но сама не отношу себя к этому течению.

Тиунова Александра, e-commerce «Тануки», партнер и сооснователь Wonday Consulting:

Я к нему не отношусь. Считаю глупым тратить время, доказывая, кто сильнее. Существуют миллиарды женщин, которые абсолютно ничего не могут без мужской поддержки, и наоборот.

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

Не кидайте в меня камни, но я против феминизма в том яром виде, который он приобретает сейчас. При этом я за равноправие в социальной и финансовой сфере. Считаю, что одни и те же усилия и результаты у мужчин и у женщин должны оцениваться одинаково. Но я категорически против исчезновения таких норм, как уступить женщине место, открыть дверь и пропустить вперед, на свидании в ресторане платит мужчина и т. д.

Знаю, что многие женщины считают несправедливым дискриминацию на работе, связанную с декретным отпуском, потому что женщина, уходя в декрет, отступает на несколько ступеней назад на карьерной лестнице и уже не может выйти на те же условия. Разве если мужчина уйдет с работы на три года, будет не тоже самое? Конечно, будет все так же, и вопрос не в половой принадлежности, а в том, что человек теряет навыки, выбивается из графиков, трендов и т. д.

А самая большая дискриминация, на мой взгляд, как раз у мужчин: сколько бы они ни боролись, они никогда не узнают и не прочувствуют то, что получает женщина, когда в ней растет новый человек! Мне жалко мужчин, поэтому я с легкостью закрываю глаза на те небольшие бонусы, которые они получают в счет компенсации.

Дайте несколько карьерных советов нашим читательницам.

Анна Хрипач, директор по маркетингу Wonday Consulting:

  • Быть собой. Уверенной в своей силе, красоте, профессионализме.
  • Чтобы выполнить пункт один, нужно учиться, работать и развиваться.
  • Занимайтесь тем, что нравится, и тогда пункт два будет только в радость.
  • Не бойтесь перемен и ошибок.

Любите себя, уважайте свой и чужой труд, оставайтесь человеком.

Мария Голубева, заместитель директора по маркетингу ABTODOM:

Я советую всем читательницам верить в свои силы, ставить амбициозные цели, никогда не останавливаться в своем развитии, стараться каждый день открывать новое и погружаться в него с головой. Мыслите позитивно, и успех не заставит себя долго ждать!

Ольга Ковалева, совладелец студии правильного маникюра Poroshok:

Не бойтесь пробовать и даже рисковать. Анализируйте и считайте, планируйте и делегируйте! Верьте в себя, зная, что, если вы любите то, чем занимаетесь, вас ждет успех!

Елена Комарова, основательница коммуникационного агентства GATE:

Главный совет – он и про карьеру, и про жизнь: любить себя. В работе любовь к себе проявляется в изучении нового, достижении целей (часто не с первой попытки) и осознании своих успехов. Нужно иногда останавливаться, оглядываться назад и говорить себе: «Ого! Посмотри, чего ты уже добилась. Ты молодец!».

Также очень важно настаивать на своем, если вам кажется, что это верно. Часто сомнения в себе и напор окружающих заставляют нас отказаться от своей позиции по тем или иным рабочим проектам, но это может быть неверный путь. Защищайте свои идеи и обязательно их реализуйте. Да, что-то не получится, но это будет ваш самый ценный опыт.

Последний совет – общайтесь. Никогда не знаешь, как сложится жизнь, и чем больше в жизни полезных знакомств, тем больше шансов стать частью чего-то интересного. Есть отличные коммьюнити для маркетологов, женщин-предпринимательниц, просто для работающих в digital-сфере. Вступив в них, вы расширите кругозор, наберетесь опыта, создадите связи. Люди – главный ресурс, и его нужно накапливать и ценить.

Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:

Первый момент – найти ту сферу, которая тебе действительно интересна, иначе не получится ничего, я в это не верю. Во всяком случае, у меня другая жизненная стратегия. Я считаю, что нужно относиться к своему делу с определенной долей здорового фанатизма, быть лояльной к компании (по базовым принципам компания должна быть близка тебе по духу, в сложной ситуации ты останешься с этой компанией и будешь с ней преодолевать трудности, ты разделяешь ее вектор развития, идеи и т. д.). Для меня карьерный путь – это погруженность и приверженность той компании, с которой ты идешь по жизни.

Следующий момент – про смелость. Нужно уметь видеть вызовы, поступать смело: брать эти вызовы на себя, когда их никто не берет, и тогда это один из вариантов, который позволит выйти на новый уровень в карьере. Я в этом уверена на 100 %. В здоровых компаниях это действует.

Когда у тебя есть желание вертикально расти, повышать ставки, работа у тебя должна быть в приоритете, как бы мы ни говори про баланс между семьей, личным, хобби и т. д. Когда работа становится не отдельной категорией твоей жизни, а частью твоей жизни, начинается движение вперед.

Елена Осипова, директор благотворительного фонда «Провидение»:

Не бояться начинать новое дело, если ты этим «горишь»! Даже если поначалу за тобой нет помощников и никакой поддержки. Чем смелее ты идешь вперед и берешь на себя масштабные задачи, тем быстрее привлекаются люди, которые поверят в тебя и захотят тебе помогать или просто идти рядом.

Тиунова Александра, e-commerce «Тануки», партнер и сооснователь Wonday Consulting:

  • Не тратить время на соперничество с мужчинами.
  • Развиваться в нетипичных для сетбя сферах.
  • Активно пользоваться умением выполнять несколько дел одновременно.

Крюкова Евгения, YouTube-специалист TexTerra:

  • Занимайся тем, что тебе нравится.
  • Не ставь деньги во главу всего.
  • Успокойся и просто делай свое дело.

Ноема Минасян, CEO агентства 2SKILL:

  • Верьте в себя.
  • Не бойтесь делать больше, чем вам оплачивают – это приносит свои дивиденды.
  • Не соревнуйтесь с теми, у кого получается лучше. Учитесь у них!
  • Инвестируйте в себя, читайте, учитесь!
  • Не нойте и не бойтесь. Не бывает успеха, в котором бы не было ошибок или провалов.
  • Относитесь к неудачам как к опыту. Он подарит больше, чем вы можете себе представить.
  • Мыслите стратегически. Возможно, сначала надо уделять время тому, что не принесет моментальный доход, но даст задел на будущий рост.
  • Дорожите репутацией!

Екатерина Царькова, директор по коммуникациям REG.RU:

Качайте экспертизу, будьте уверены в себе и ничего не бойтесь.

Поздравляем с 8 Марта: слово редакции

Честно признаемся: предлагая девушкам ответить на несколько вопросов о карьере и феминизме, мы ожидали немного других ответов. И рады, что каждая по-своему осветила вопрос, честно и без обиняков поделилась своим мнением.

Сегодня многие поддерживают феминизм. На это нужна смелость, энергия, готовность сражаться и отстаивать свои права. Но некоторые его не поддерживают, и это тоже смелость – пойти наперекор модным течениям, честно заявить о других взглядах и, придерживаясь их, продолжать свою собственную маленькую борьбу.

Наши героини по-разному относятся к феминизму, по-разному воспринимают 8 Марта, по-разному переживают трудные моменты. Они уникальные!

И все-таки многое их сближает.

Все они уверены, что главное в лидере и вообще хорошем сотруднике – это профессиональные компетенции, уверенность в себе и умение находить общий язык с другими. Все они на разных этапах жизни сталкиваются с синдромом самозванца и преодолевают его. Все они готовы играть в команде, но могут и сами постоять за себя.

Неважно, насколько четко их ответы и взгляды вписываются в идеологию феминизма. Все они – сильные девушки, которые могут стать нашим вдохновением и примером для подражания в достижении карьерных высот.

С 8 Марта! С днем солидарности женщин в борьбе за равные права!

Росса Бланк

Работала в TexTerra на позиции руководителя отдела контент-маркетинга

Все статьи этого автора
Последние статьи автора:
Бренд-медиа – недорого и быстро
Психология влияния: как персонажи в рекламе воздействуют на потребителя
#
Статья недели Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.