На новой работе предупредите руководство, чтобы оно не ждало от вас суперспецпроектов и выполнения KPI в первые две недели. Это время вам понадобится, чтобы познакомиться с людьми и сходить с ними пива попить.

Это все – про рычаги влияния, один из инструментов повышения продуктивности.


Хочу поделиться идеями о самоорганизации, по которым сам живу. Надеюсь, эта статья попадется вам на глаза во время какого-то внутреннего кризиса, когда вы ищете ответы на свои вопросы. И что-то из этих идей вы сможете переосмыслить «под себя».

#1: Думай, что именно ТЫ делаешь не так

Я лично довольно мнительный человек. Периодически мне чудится при спорных ситуациях на работе, что все остальные не правы, а я умничка.

К счастью, я нашел понятное для себя сравнение, которое держу в голове «на заднем фоне» и вызываю на передний план, когда это необходимо.

У компании Blizzard есть популярные командные онлайн-игры — Overwatch и Heroes of the Storm. В них ежедневно регистрируются новые игроки. Многие сразу же заболевают болезнью «все вокруг криворукие крабы, один я молодец, но из-за этих крабов не могу раскрыть свой потенциал».

Просто людям — от школьников до вполне взрослых дядей — хочется показать «как надо», побыть «папкой»… потратив на это минимальное количество времени. В идеале — зайти на часик в игру после занятий или работы и всех «нагнуть».

Естественно, это трепетное желание сталкивается с жестокой реальностью: человек постоянно проигрывает и никакого удовольствия не получает.

Но поскольку мало у кого хватает ума винить, в первую очередь, себя — люди бегут на официальные форумы поддержки строчить гневные посты: «в команде одни придурки», «баланс сломан» и так далее.

На самом деле алгоритм в этих играх достаточно точен: если игрок не может выбраться с низкого рейтинга, это не партнеры по команде виноваты, а он сам (алгоритм видит его настоящие средние статистические результаты). Более опытные игроки постоянно берут в показательных целях аккаунты с низкими рейтингами и быстро выбираются наверх.

Как у них это получается? Это работа. Серьезно, тренировки в онлайн-играх, если вы хотите стать на ступеньку выше казуального игрока — это тяжелая работа, при которой надо принимать много решений, многое знать (почитайте теорию прицеливания и офигейте) и соблюдать определенные правила.

Одно из таких незыблемых правил — перестань сваливать вину на остальных людей, займись собой. Сосредоточься на своих ошибках, анализируй — что

ТЫ сделал не так в каждом матче. Запомни эту ошибку и старайся ее не повторять.

Эта практика из сферы игр отлично ложится на более «серьезные» проекты.

Поэтому человек, добившийся успеха в онлайн-игре, может добиться успеха и в другой области (и наоборот). Сергей Абдульманов из Мосигры — один из самых популярных авторов на Хабре, чьи посты собирают по миллиону просмотров — недавно написал о системном администраторе, чьи навыки упорядочивания и систематизации идеально подошли для управления космическим флотом в EVE Online.

Конечно, бывают ситуации, когда действительно мешают внешние причины.

Ну вот начальник на работе реально идиот и самодур, а коллеги ленивые обормоты. В этой ситуации тоже можно задать себе вопрос «А что я сделал, чтобы попасть на более приятную работу?».

#2: Ограничения помогают

У меня двое детей. Рабочий график иногда бывает, мягко говоря, нестабильным. Долгое время я думал: «Если бы у меня были 8 спокойных часов в день — сколько бы я тогда успевал!».

Потом мы отправили старшую дочку на длительную смену в санаторий. Свободного времени стало больше. А продуктивность не очень выросла.

Когда у меня было 4 рабочих часа между беготней по семейным делам, я старался кое-как уложиться в эти 4 часа. Когда же стало больше времени — обычные задачи как-то незаметно «растеклись» и заняли остальные часы, им не полагающиеся. Шутливый, но правдивый закон Паркинсона объясняет, что работа заполняет все время, на неё отпущенное.

После этого я понял, что все в порядке. Если я что-то не успеваю в более ограниченные сроки — я так выстроил процесс, что не успею это же и при большем количестве времени. Надо думать, что изменить при существующих условиях — что оптимизировать, как лучше сосредоточиться — а не искать дополнительные часы.

Кроме того, постоянная необходимость «крутиться», чтобы обеспечить семью, выматывает. Но это заставляет развиваться, делать что-то через «не хочу», реализовывать те идеи и планы, которые в более спокойном состоянии были бы реализованы примерно НИКОГДА.

#3: Мир в твоей голове и объективная реальность — разные вещи

Здесь можно проговорить три вещи:

1. Массовая аудитория любит то, что довольно чуждо умным людям

Когда-то я прочитал заметку о неком директоре западного рекламного агентства, который каждое утро смотрит подростковые сериалы, чтобы немного лучше понять молодежную субкультуру. И это не означает, что ему нравится это делать.

Если вы хоть немного относитесь к маркетингу, к сожалению, вам придется делать то же самое (если вы до сих пор этого не делаете). Елена Торшина написала на эту тему прекрасную статью — вся суть передана в заголовке: «Ваша целевая аудитория — чахлые, тупорылые, нищебродские обсосы, которые потребляют в инете очень примитивный контент: с матом, порнухой и смешными падениями».

2. Поэтому нужно все тестировать

Очередной урок я получил недавно на работе. Я лично очень люблю хорошие текстовые рассылки (нечто вроде колонки «от редактора», которая была в старом Esquire под руководством Филиппа Бахтина).

Мы потестили на работе подобную текстовую рассылку и она показала меньшую эффективность по сравнению с простой рассылкой с иконками статей.

3. А вообще первоисточники трендов — на западных ресурсах

Советую подписаться, например, на reddit.

#4: Не бойтесь о себе напоминать

История, случившаяся на днях: в соцсети мелькнула интересная вакансия.

Я постучался туда, взял у автора вакансии номер телефона и дал его знакомой, ищущей работу.

Девушка позвонила один раз. Ей сказали, что человек освободится позже и сам наберет. Второй раз девушка звонить постеснялась. И ей тоже не перезвонили.

Занятые люди обрабатывают много информации. Они забывают то, что не внесли сразу же в календарь. А иногда даже календарь не спасает.

Я постоянно слышу в ответ на свои напоминания:

  • «О, кстати»
  • «Спасибо, что напомнил»
  • «Ой, я хотела обсудить, но замоталась»

Мораль: позвоните второй раз, напишите второй раз.

#5: Рычаг влияния

Приходя на новую работу, я несколько раз делал ошибку. При этом, как я наблюдал, так же ошибаются и люди на топовых позициях.

В чем суть ошибки: вы приходите в новый коллектив с новыми идеями. Хотите показать свою пользу и предлагаете что-то сделать. Вроде:

  • Давайте все навалимся и запустим новую рубрику!
  • Давайте сделаем спецпроект!

Или что-нибудь в этом духе.

Фокус в том, что если ваше начальство не приказало всем строго вас слушаться — скорее всего, эти ваши инициативные идеи никто не поддержит.

У вас еще нет рычага влияния, чтобы поднять им попу хотя бы одного человека (как у Архимеда, который хотел перевернуть Землю). Всем лень, потому что пришел какой-то неизвестный чувак и непонятно, с какого фига ему помогать.

Рычаг — кроме тех случаев, когда это в приказном порядке «сверху» — зависит от влияния человека внутри коллектива. Если такого влияния более-менее достаточно, тогда можно убедить людей, что твоя просьба важная, и уговорить их подключиться быстрее.

Но такой доверительный ресурс нужно заслужить в течение некоторого времени. Как именно — это ваше индивидуальное кунг-фу. Я стараюсь подружиться с людьми, помогать им с их делами, чтобы они потом помогли мне.

#6: Жизненно необходимо тренировать умение концентрироваться, отсекать лишнее

Павел Дуров говорил:

Способность часами концентрироваться на одном занятии необходима для интеллектуального, творческого или духовного прорыва. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации.

Если честно, я далеко не сразу почувствовал ту беспомощность, которая охватывает тебя, когда не умеешь не отвлекаться.

Даже если соберешь силу воли в кулак с твердым намерением «сесть и поработать», отсутствие навыка дает о себе знать. Ты как будто попадаешь в песчаную яму: хочется кричать, вырваться наружу, но ты просто тонешь все глубже и видишь, как твоя жизнь и твой умственный ресурс уходят в никуда.

Сергей Болисов написал честную колонку по этому поводу:

Заметил, что самое продуктивное время — с девяти до двенадцати утра, стараюсь уместить в него побольше работы. Если не получается, в районе двенадцати понимаю: всё, лучшие часы дня ушли, а я не сделал ничего серьёзного. Это демотивирует и мешает весь оставшийся день.

Пару лет назад я отключил всякие чатики в почте и вне ее (когда Скайп или Телеграм мигает красненьким, тяжело удержаться и не заглянуть).

После этого, кстати, мне стало ясно, почему опытные «делатели» могут игнорить мессенджеры целыми днями. А потом просто отвечают тебе по делу, когда находят время.

#7: Не пинайте неопытных

Это касается как людей, приходящих в ваш коллектив, так и каких-то партнерских предложений.

Когда ты поднаторел в какой-то сфере, тебе кажется, что не знать определенных вещей (как сейчас Главред считается обязательным пунктом у копирайтеров) — это фу-фу-фу.

Между тем, поройтесь в памяти и вспомните свою прошлую неопытность.

Когда мне было 20 лет, я придумал идиотский сайт и поехал к одной веб-студии просить его разработать. Потом я понял, что был похож на очередного странного стартапера. Но это не значит, что я со временем не изменился. Это была ступенька роста.

Вопрос в том, как вы обходитесь с людьми, которые карабкаются по этим ступенькам. Можно жёстко их спихнуть — это тоже хороший урок, строго по Ницше. А можно разработать стандартную, но более мягкую форму ответа. Образовывать, отказывая.

Так делают умные агентства. Когда к ним приходит заказчик, но у него не хватает денег — они вежливо рассказывают, почему не могут сделать за эту сумму хороший проект и даже советуют, куда обратиться.

И человек не обижается, и опытные сейлзы могут рассказать много историй, когда такие заказчики, уже имея больше денег, возвращаются в «отказавшееся» агентство.

Резюмирую: вы никогда не знаете, чего достигнет ваш стажер на работе или человек, пришедший с предложением сотрудничества (которое сейчас вам невыгодно). Если быть чуточку вежливым, это может окупиться.

#8: Ваше представление о себе может сильно отличаться от мнения окружающих

У всех нас есть какое-то мнение о себе. Тем удивительнее, насколько порой оно разнится с тем, что думают о нас другие люди.

Мне лично не так давно сказали крутые продакт-менеджеры (то есть, казалось бы, достаточно разбирающиеся в психологии), что я спокойный человек и трудоголик. К сожалению, это не так. Я эмоциональный и ленивый :).

О другом моем коллеге мне писали люди в соцсетях, что боятся его, он кажется им злым. А это как раз добрый человек. Таких примеров масса.

Поэтому не старайтесь каждый раз проанализировать свои поступки, вроде:

  • А может, тон моего сообщения в Скайпе показался ему навязчивым?
  • А может, я неправильно вел себя на этой встрече?

Это очень разъедает нервные клетки и нет вероятности, что вы угадаете верный ответ с «чужой точки зрения».

Конечно, надо вести себя в рамках приличий и делового этикета. Но нужно помнить, что другой человек может оценивать вас абсолютно по-другому.

То, что вам кажется дерзким, ему может показаться мягким. То, что вам кажется мягким, ему может показаться дерзким.

#9: Воля конкретного человека может создавать новое

Это удивительное чувство. Я помню момент, когда оно ко мне пришло: я уговаривал коллегу сделать маленький проект, он сопротивлялся.

Я настаивал и приводил аргументы, и в конце-концов он сказал: «Ну ладно».

Я захотел реализовать некую вещь, приложил усилия, и это случилось.

На каком-то этапе я мог бы отказаться от идеи. И тогда бы ничего не произошло. В «проталкивании» новых идей мне часто приходит в голову ассоциация с толканием поезда: сначала кажется, что почти ничего не двигается, и вы бессильны, и все против вас... но потом вагон набрал инерцию и дело покатилось.

Когда вы видите, как фактически из ничего возникает то, что вы захотели — это очень вдохновляет и подготавливает к реализации более масштабных идей. Аппетит приходит во время еды. Надо только пробовать.

Страшно? Да, страшно. Но есть только два варианта развития событий:

  • жалеть себя и пугаться неизвестного;
  • попробовать сделать, учесть свои ошибки, в следующий раз сделать лучше.

Если не начать, то этот процесс накапливания опыта так никогда и не запустится.

И можно смело игнорировать разных диванных аналитиков или слишком ярые выпады коллег. Критиковать всегда легче.

У нас был забавный случай в Cossa.ru: мы делали спецпроект, я писал текст. Наш дизайнер — который раньше тоже работал редактором — ночью так отредактировал мой текст, что там пестрело красным. И добавил комментарии с разными нелицеприятными эпитетами :).

Я не обиделся, потому что это был первый черновой вариант. Для первого черновика такая переделка допустима. Мы просто обсудили саму формулировку замечаний и договорились, что на первые итерации не нужно так набрасываться.

Уже после того, как мы разработали и релизнули лендинг, этот человек передо мной извинился. Ему точно так же влетело от коллег-дизайнеров за разные мелкие ошибки и недочеты дизайна.

#10: «Воплощающих» людей ценят

Легче жить по инструкциям. Это хорошо описано в книге Робин Хобб «Ученик убийцы» (кстати, хорошее фэнтези):

В эту ночь, когда мы что есть мочи гнали лошадей, а у Чейда в качестве карты было только ночное небо, я совершенно не думал о том, что может случиться, если мы собьемся с пути или одна из лошадей сломает ногу. Я не чувствовал никакой ответственности за свои действия. Внезапно все стало простым и ясным. Я всего лишь делал то, что говорил мне Чейд, и верил, что все будет хорошо.

Дух мой парил на гребне этой волны доверия, и в какой-то миг той ночью меня осенило: вот что давал Барричу Чивэл. И вот чего ему, Барричу, так сильно не хватало.

Вообще хорошо делать что-либо по инструкции — замечательный навык. Наташа Бабаева написала статью о людях change и run — первые это люди, которые «придумал стартап, запустил, а потом стало скучно, хочу опять что-нибудь придумать». Вторые же могут методично, из года в год поддерживать отлаженный процесс. Наташа считает, что хороших «ранеров» очень не хватает.

Здесь речь, скорее, не о том, что нужно постоянно придумывать инновации. А о том, что нужно развивать привычку брать на себя ответственность — даже в том случае, когда вы исполнитель. Всегда бывают форс-мажорные ситуации, во время которых начальства не окажется рядом.

Кроме того, любые занятые люди в принципе не любят постоянно давать инструкции.

Важное замечание: всегда лучше сперва уточнить, насколько в вашем коллективе разрешено принимать решения: в каких случаях можно проявлять инициативу, а в каких уточнять у более опытных ребят или переадресовывать вопрос.

#11: Когда ну ооочень страшно и неуютно

Бывает иногда, что вы хотите что-то сделать, но вас пугает, например, вон тот программист. И надо бы подойти к нему и сказать громовым голосом «Иван! Когда сделаешь уже?», но трясутся коленки. Или та же история с руководителем. У вас есть идея, но вы боитесь ее презентовать.

Или руководитель предлагает какую-то явно нежизнеспособную идею, но вы боитесь критиковать, чтобы не лишиться расположения.

Я лично в такие моменты представляю, что меня скоро уволят. Тогда уже не страшно творить какую-то дичь, потому что все равно недолго осталось :).

#12: Нужно вбирать в себя новые впечатления

Этот совет не очень согласуется с пунктом #4 о том, что нужно отсекать лишнее. В некотором роде оно так и есть, нужно их комбинировать.

Некоторые, казалось бы, бесполезные вещи потом как-то окупаются. Я начал на выходных читать приключенческую книжку Робин Хобб, а нашел подтверждающую цитату для своей мысли об инструкциях. В 2011-м году я прочитал колонку одного человека, а недавно смог благодаря этому с ним разговориться по конкретному делу. И так далее, и тому подобное — включая приведенную выше мысль о работе и играх.

Как сформулировал художник Остин Клеон:

Нет ничего оригинального. Об этом было сказано еще в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экк 1:9). В любом новом проекте смешаны элементы старых идей или просто изменяется одна из них.

Вбирая в себя интересную информацию, пусть и не всегда непосредственно относящуюся к работе, человек может придумывать оригинальные идеи, видеть параллели между разными темами, которые в синергии дадут классный эффект.

#13: Нужно позволять себе отдыхать (пусть даже странно) и не чувствовать себя виноватым

В разных практиках «как стать лучше» часто советуют становиться чуть ли не буддистским монахом: работать над собой, настраиваться на позитив, взращивать «правильные и сильные» черты своей личности и еще раз работать над собой.

Путем многолетнего подбора «ключика» к своей психике и наблюдения за окружающим миром я выработал немного другую практику.

Когда человек, например, качается — он не может заниматься этим постоянно. Мышцы порвутся. Я сделал для себя вывод, что такой же отдых нужно давать себе и в процессе «становления лучше».

На одном тренинге по финансам, на котором я был, ведущий рекомендовал тратить 10% от доходов на какую-то приятную тебе хрень, чтобы «покормить дракончика», живущего внутри тебя.

Александр Амзин писал в книге «Бессистемные советы», что иногда играет в компьютерные игры до отупения. Я занимаюсь тем же. Или попросту ленюсь один день. Или жру чипсы на выходных, валясь на диване и смотря какой-то тупой боевик. И вы знаете — помогает! Потом у меня несколько дней держится хороший рабочий заряд.

Что важно при этом учитывать

  1. Нужно пострадать фигней не 15 минут в день, а выделить время, пока это не надоест.
  2. Важно разделять состояния «я даю себе отдых, но вообще я адекватный человек» и «ух ты, понравилось быть свиньей — лень работать, все лень». Опять же, нельзя щелкнуть пальцами, чтобы так получилось: это вырабатывается с годами, не сразу. Сейчас мне страдание фигней быстро надоедает, становится попросту скучно, и именно поэтому я могу себе это разрешать. Но раньше, помню, я задерживался в свинском состоянии надолго и с трудом из него выходил. А выходил как раз путем жестких самоограничений.
  3. Нельзя испытывать скрытое чувство вины, иначе вся профилактика идет коту под хвост. Похрюкали и за работу, все норм.

Как показал опрос, многие вполне успешные люди применяют эту практику. Я получил много комментариев типа «Ну да, как раз собирался посидеть ночью, порубиться в Civilization 6».

#14: Возможно, в обществе вас тем больше ценят, чем больше вы причастны к чему-то важному

Это немного грустный пункт. И я не до конца в нем уверен, но все равно хочу поделиться.

Два месяца назад я написал два поста о том, что перехожу на стажировку в Лайфхакер. Эти два поста собрали по 100 лайков. Я офигел — раньше такого никогда не было.

В комментариях меня поздравил Александр Трофимов из Канобу.ру. (Он пишет прекрасные кинорецензии.) Когда я ответил, что еще не за что поздравлять, и что лучше бы я умел писать так, как Саша, он ответил «У твоего поста больше лайков, чем у моих рецензий, так что не прибедняйся».

Немного позже редакция Канобу.ру радостно сообщила всем, что режиссер Андрей Кончаловский прочитал одну из рецензий Трофимова и позвал его «попить чаю». После этого, по моим наблюдениям, к Саше проявили явно больше внимания, чем раньше.

На какие мысли это меня натолкнуло: если раньше я еще имел некие фантазии о том, что можно «пробиться наверх» только при наличии хорошего материала в кармане — например, ты делаешь хорошие статьи, дизайн, проекты и так далее — то сейчас я думаю, что также необходим некий общественный «ярлык одобрения».

Видимо, это работает как своеобразный информационный фильтр. Люди устают от большого количества информации, поэтому обращают внимание на категорию «рекомендованное», как в Google Play или AppStore: о, этого парня взяли на хорошую работу или его похвалил крутой чувак — значит, давайте тоже посмотрим на него внимательнее.

Читайте также:

Сколько стоит ваше совещание? Выпущен калькулятор времени!

Быть умным придется все равно: топ-профессии грядущих 10 лет

«Вы нам не подходите»: 10 частых фейлов на собеседовании

#
Психология
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.