Мы глубоко убеждены, что в современных условиях продвижения в интернете все сводится в итоге к контент-маркетингу.
Что такое контент-маркетинг?
Существует множество определений этого понятия, предложенных разными людьми с разным опытом работы в этой сфере, но все они сводятся примерно к следующему:
Необходимо разработать долгосрочный план создания и распространения контента, выделить необходимый бюджет. Но что самое важное: постоянно контролировать, анализировать и, если надо, корректировать выполняемые действия. Только в этом случае использование контент-маркетинга будет оправдано. Именно при этих условиях контент-маркетинг становится мощным оружием компании, атомной бомбой – именно это приводит к контент-маркетинговому взрыву, о котором мы писали ранее.
Почему Сет Годин, автор мировых бизнес-бестселлеров «Яма» и «Фиолетовая корова», говорит в последних своих статьях и интервью, что «единственный маркетинг, который остался маркетологам, – это контент-маркетинг»? Почему за контент-маркетингом будущее коммерческого интернета? Причин тому несколько:
- контент-маркетинг прогнозируем по результатам;
- работы по контент-маркетингу капитализируются (за другие каналы рекламы вы платите постоянно);
- контент-маркетинг не только работает с существующим спросом, но и создает его;
- контент-маркетинг работает на вашу репутацию эксперта на рынке.
Контент-маркетинг, как мы уже писали неоднократно, базируется на двух китах – на самом контенте и каналах его распространения. Вот о каналах мы и поговорим в этой статье.
Виды интернет-каналов привлечения трафика
На сегодняшний день выделяют следующие каналы привлечения трафика и распространения вашего контента:
SEO-оптимизация
Мы, в общем-то, давным-давно выступаем диссидентами в вопросе SEO. Но не в вопросе оценки этого канала, а в вопросах методологии. Актуальность SEO как канала привлечения целевого трафика по-прежнему не иссякла. Мы убеждены, что это самый качественный канал для сайтов коммерческой тематики по соотношению цена привлеченного пользователя/уровень потенциальной вовлеченности. Но «классическое SEO» в том виде, к которому «привык» рынок, больше невозможно. Мы имеем в виду SEO, основанное на ссылочном прессинге. Наша позиция – SEO, основанное на ссылочном прессинге, себя изжило как метод. Но это не значит, что мы говорим о том, что получать поисковый трафик – невозможно или не нужно.
При этом очень часто на различных интернет-форумах и офлайновых конференциях в качестве контраргумента нам приводят в пример сайты, которые не реализуют какую-либо контент-маркетинговую активность, но при этом находятся в топах поисковиков по ВЧ-запросам.
На самом деле, это аргумент не «против», а «за». И вот почему.
Сейчас ни сотрудники Яндекса, ни сотрудники Гугла не дадут вам ответ, почему тот или иной сайт находится выше или ниже по тому или иному запросу при видимом совпадении характеристик сайтов. Сайт без экспертного, целевого и качественного контента находится в топе? Попробуйте повторить этот прием с другим сайтом. Озвучьте сроки и бюджет, пожалуйста. Предоставьте финансовые гарантии. Но нет – seo-агенства будут непреклонны. Бюджет – пожалуйста, но ни сроков, ни гарантий. Потому что нахождение в топе – это результат слишком большого количества факторов ранжирования + машинное обучение + коллегиальные асессорские оценки.
Объясняется это очень просто: в реалиях текущего времени SEO-оптимизация эффективна лишь в том случае, если она используется в совокупности с другими методами продвижения и базируется на востребованном аудиторией контенте.
Контекстная реклама
Контекстная реклама на глазах продолжает дорожать. Во многом это является следствием того, что SEO как индустрия, в общем-то, закончилось. Клиенты все меньше готовы платить за «нахождение в топе», за свои деньги они хотят получить измеряемый результат, а не мифические позиции. При этом у контекстной рекламы есть пара очень веских аргументов против SEO – быстрота действия и гарантированность результата. А вот преимущества контекстной рекламы в принципе совпадают с преимуществами SEO как канала, но при этом другим каналам рекламы в интернете очень далеко до этих преимуществ. Речь идет, конечно, о ненавязчивости и максимально близком соответствии поисковым запросам и предпочтениям пользователя. Неудивительно, что контекстная реклама гораздо более эффективна, чем все остальные платные виды рекламы в интернете, и является важным элементом комплексного интернет-маркетинга. Если вы решили задействовать этот канал, нужно определиться с выбором системы контекстной рекламы. Будет ли это Яндекс.Директ, Google AdWords, Бегун или MediaTarget, решать вам.
Ну, и самое важное о контексте. Противостояния контекста и SEO не существует. Прочитайте статью по ссылке, надеемся, будет полезно.
Баннерная реклама
Баннерную рекламу некоторые маркетологи уже успели похоронить. Но не спешите этого делать. Мы уверены, что у баннерной рекламы есть будущее, и оно не такое уж туманное, как может показаться. Сейчас баннерная реклама начнет перерождаться – и причиной этого является Real Time Bidding и основанные на нем инструменты ремаркетинга/ретаргетинга.
Правильно оформленный баннер (а еще важнее: правильно таргетированный) способен привести на сайт огромное число пользователей. Главный плюс баннера (по сравнению с текстовой рекламой) – это возможность сочетать текст и визуальный образ. Не будем писать банальности, что визуальный образ находит отклик у аудитории в 80 тыс. раз быстрее, чем текст. Цифры, по сути, не так важны – 8 тыс., 80 тыс. или 800 тыс. – какая нам разница? Визуальный образ рекламного сообщения – это, действительно, очень важная составляющая.
Баннер может быть анимированным, и анимация может длиться от нескольких секунд до минуты (больше, на наш взгляд, не имеет смысла). Стоимость размещения баннерной рекламы зависит от трех факторов: размера, места размещения на странице и посещаемости рекламной площадки (либо цены бида, если это баннерная сеть). При создании баннера на его цену будут влиять: используемые технологии, креатив, стоимость работы дизайнера.
E-mail-маркетинг
Про этот канал привлечения трафика написано достаточно много материала. Мы также посвятили ему одну из наших статей (также рекомендуем ознакомиться с этим исследованием, в котором мы принимали участие). И все это неспроста. Многие отрицают эффективность маркетинга с помощью электронной почты, и в этом их большая ошибка, ведь e-mail до сих пор является одним из самых популярных способов обмена деловыми сообщениями. Не упускайте возможность! Раскручивайте свой бренд и услуги посредством электронной почты, и вы увидите, что этот канал привлечения трафика действительно работает. Это хороший, годный канал – но в правильных руках.
Реклама в блогах
Не секрет, что посетители блога верят всему, что публикует его автор, особенно если этот человек уже достиг определенной популярности. Именно поэтому рекламируемый им товар вызывает какой-то особенный интерес. В этом случае необходимо придерживаться одного важного правила: реклама не должна быть слишком явной, иначе она просто будет раздражать. Показательным примером навязчивой рекламы может послужить реклама энергетического напитка Monster в последних эпизодах популярного видеоблога +100500.
При этом на том же видеоблоге было прорекламировано очень много товаров и более аккуратно. Уверены, эффективность от рекламы в блогах напрямую зависит от качества подачи. Но нужно учитывать, что реклама в блогах оправданна только в случае совпадения вашей аудитории с аудиторией блога. Цельтесь точнее, чтобы быть максимально эффективным.
Продвижение в социальных сетях (SMM)
Продвижение в социальных сетях (самые популярные в России – facebook и vkontakte) осуществляется несколькими способами: раскрутка аккаунта/паблика/группы естественными методами и таргетированная контекстная реклама. Оба способа весьма эффективны и могут сильно улучшить вашу контент-маркетинговую стратегию. Конечно, их реализация требует немалых усилий и затрат, но результат может превзойти все ожидания. Нередки случаи, когда целевой трафик с социальных сетей значительно превышает трафик с поисковых систем. Мы такие случаи знаем. Но справедливости ради надо сказать, что пока на рынке подход к SMM очень примитивен по сути. Но время ботоводства подходит к концу.
Партнерские программы/лидогенерация
Смысл партнерской программы заключается в следующем: вы заключаете договор с партнером, который привлекает посетителей, подписчиков или покупателей на ваш сайт и получает за это соответствующее вознаграждение. Самым простым примером таких партнеров являются автодилеры и туристические агентства. Размер платы за их услуги всегда разный и, как правило, зависит от опыта и эффективности работы в данной сфере. Для успешной лидогенерации можно работать с тематическими площадками, на которых присутствует ваша аудитория. Если вы занимаетесь консалтингом в B2B, ищите крупные площадки, где общаются менеджеры высшего звена и владельцы бизнесов. Если вы продаете автомобильные видеорегистраторы, следует «партнериться» с автофорумами и автомобильными порталами. Но имейте в виду: цена за лид, как правило, значительно выше, чем может показаться на первый взгляд. И это вполне оправданно, ведь здесь часть рисков несет площадка, а за риск нужно платить обычно по завышенным тарифам.
Как не ошибиться в выборе каналов трафика?
После изучения всех основных каналов привлечения целевого трафика невольно возникает вопрос: и как среди такого множества выбрать те, что окажутся успешными?
Если вам позволяет бюджет, выбирать ничего не надо – чем больше каналов задействовано, тем лучше. Тем скорей вы раскрутите свой бренд и увеличите количество продаж. Но при этом надо отдавать себе отчет, что работа с каждым каналом имеет множество нюансов. Эффективность того или иного канала во многом будет зависеть от того, как вы с ним работаете. Мы рекомендуем для бизнеса все-таки маркетинговый штурвал оставлять в собственном отделе маркетинга/рекламы, а вот реализацию отдавать на сторону профессионалам рынка.
Но если ваш бюджет ограничен, нужно действовать максимально осторожно и использовать лишь те каналы, которые с большей вероятностью приведут вас к успеху (более подробно об этом читайте в нашей статье «Продвижение сайта с лимитированным бюджетом»).
Вообразите себя великим стратегом и твердо идите к своей цели. Но будьте последовательным и по-хорошему упертым. Будьте готовы к тому, что, выбранное вами направление может оказаться неверным или недостаточно результативным. Не отчаивайтесь. Каждый бизнес требует своего подхода. Со временем вы непременно найдете ту самую ключевую стратегию, которая принесет свои плоды в виде увеличения продаж. А пока запомните один момент: любая маркетинговая стратегия подчиняется расположенной ниже схеме, которая еще раз подтверждает то, что это долгий цикличный процесс, требующий постоянного анализа и корректировок.
Как определить эффективность каналов?
Постоянный анализ и подбор каналов – неотъемлемая часть любой контент-маркетинговой стратегии. Именно этот метод (метод проб и ошибок) в итоге приведет вас к реальным продажам. Вы спросите: а почему нельзя сразу задействовать самые эффективные каналы? На что мы ответим: а какие из каналов являются самыми эффективными? На наш взгляд, нет такого разделения. При правильном использовании все они могут привести к очень хорошим результатам. В этом и заключается смысл контент-маркетинга: подобрать такие каналы, которые будут эффективны для каждого конкретного случая.
Для измерения эффективности каналов существует множество систем аналитики и статистики, но мы рекомендуем использовать Google Analytics и Yandex.Метрику. Обе системы бесплатны и по сути своей во многом схожи. С помощью них можно получить следующую информацию:
- данные о посетителях (из какой страны, какой браузер используют и т.д.);
- объем трафика и каналы, по которым пришли посетители;
- насколько эффективен тот или иной канал;
- конверсии;
- какие каналы рекламы привели к продажам, среднее время до покупки и т.д.
- лояльность посетителей;
- самые популярные страницы и т.д.
В дополнение к этому Yandex.Метрика также способна определить:
- зоны на странице вашего сайта, которым посетители уделили больше всего внимания;
- по каким местам на странице чаще всего кликали;
- то, насколько глубоко пользователи просматривают страницу;
Такая обширная информация дает целое поле для деятельности: для изменения выбранной стратегии и выбора других, более эффективных каналов. Запомните всего два слова «анализ» и «корректировки» - и начинайте действовать. Эта волшебная формула приведет вас к успеху. Кстати, мы уже писали о важности аналитики при реализации вашей контент-маркетинговой стратегии тут и тут. Посмотрите, не пожалеете.
Своевременные корректировки
Проанализировав все показатели систем аналитики и статистики, важно своевременно выполнить соответствующие корректировки. Допустим, вы потратили большую часть бюджета на продвижение сайта в социальных сетях, но этот канал не привел к увеличению продаж. Вывод один: надо изменить выбранную стратегию и в следующем месяце потратить свой бюджет на что-то другое. Например, контекстную рекламу. Таким образом, вы поймете, какие каналы приводят к продажам, а какие – нет, от чего нужно отказаться, а на что потратить еще больше средств.
Подведем итоги
Реализация контент-маркетинговой стратегии – дело серьезное. Оно требует особого внимания, немалых усилий и затрат. Просто решиться на этот шаг недостаточно. Важно полностью отдаться этому процессу (или отдать его в руки опытных людей). Только в этом случае он приведет к желаемым результатам. Двигаясь по цикличному кругу «Цели –> каналы –> тестирование –> анализ –> корректировки», любой мало-мальски опытный маркетолог сможет найти свою ключевую стратегию, результатом которой станут многочисленные продажи и успех бизнеса в целом. Желаем удачи в ваших смелых начинаниях!
Понравился материал? Пожалуйста, репосты!