«Яндекс», крупнейшая поисковая система рунета, также совершенствовала свои сервисы. Появление платформы «Калининград», предполагающей выдачу результатов поиска на основе личных предпочтений пользователя, стало самым значительным нововведением лидера отечественного рынка в прошлом году. Персональная выдача с высокой долей вероятности заставит интернет-маркетологов забыть о схеме продвижения сайтов по позициям, отдав предпочтение раскрутке ресурсов по трафику.
Однако дальновидные интернет-маркетологи будут демонстрировать высокие результаты даже после всех изменений. Более того, хорошие специалисты по поисковой оптимизации используют нововведения 2013 года, первые из которых вот-вот появятся, в качестве возможности обойти конкурентов на повороте.
Кстати, какие изменения ожидаются на рынке SEO в наступившем году?
CTR органической выдачи продолжит падать
Поисковые системы будут совершенствовать алгоритмы поиска и в 2013 году, и в дальнейшем. Это заставит оптимизаторов изменить подходы к раскрутке ресурсов. Например, видимость ссылок YouTube, Google+, контекстной рекламы, Google Local на странице выдачи крупнейшей поисковой системы мира увеличится, тогда как ссылки естественной выдачи станут менее заметными. То же самое будет происходить с Яндексом. Да что там – уже происходит! Мы наблюдаем с вами уже не первый год, как органическую выдачу крупнейшего поисковика по кириллической зоне оккупируют всевозможные «колдунщики», и в выдаче начинают превалировать различные сервисы Яндекса – Яндекс.Адреса, Яндекс.Маркет, Яндекс.Картинки, Яндекс.Видео. Не говоря уже о Яндекс.Директ. Обратите внимание на нижеследующую иллюстрацию. На ней вы видите 1-й экран (без прокрутки) страницы выдачи по запросу «автосервис в балашихе». Красной зоной отмечены сервисы Яндекса, зеленой зоной – результаты естественной выдачи.
Интернет-маркетологи сделают ставку на конверсию
Позиции на первой странице естественной выдачи будут генерировать меньше трафика – с одной стороны это связано с увеличением присутствия собственных сервисов поисковиков на страницах выдачи, с другой стороны – с глобальной тенденцией увеличения длины поисковых запросов пользователей (т.е. пользователи – это уже можно констатировать – ушли в «низкочастотку»). Это заставит маркетологов агрессивно увеличивать коэффициент конверсии.
Оптимизаторы и специалисты по продажам уже много лет используют сплит-тестирование, стараясь максимизировать результативность трафика. Они меняют дизайн, текст и другие элементы посадочных страниц, чтобы найти наиболее конверсионный вариант. Поскольку стоимость продвижения на первую страницу естественной выдачи вырастет, оптимизация конверсии сайта будет становиться одной из самых востребованных услуг на рынке интернет-маркетинга в 2013 году.
SEO станет еще более дорогим удовольствием
Некоторые оптимизаторы все еще недооценивают связь между качеством контента и получением качественных обратных ссылок на продвигаемый сайт. Введенный алгоритм «Панда» в Гугле заставил пересмотреть оптимизаторов требования к контенту, а фильтр «Пингвин» - пересмотреть работу с внешней ссылочной массой.
Мы тоже уже неоднократно писали (здесь, здесь и здесь) о том, что создание уникальных и информативных материалов является лучшим способом наращивания ссылочной массы.
Таким образом, приготовьтесь увеличить расходы на услуги хороших копирайтеров, чтобы получать качественные бэклинки в 2013 году. Думаете, платные ссылки остаются более дешевым и быстрым способом попасть в топ? Что же, не удивляйтесь, когда по вашу душу придет «Пингвин».
Таланты подорожают
Дефицит квалифицированных исполнителей на рынке интернет-маркетинга и поисковой оптимизации будет стремительно расти в ближайшие годы. Это касается как узких специалистов в области SEO, так и экспертов в смежных областях.
Нехватка светлых голов определяется повышенным спросом со стороны бизнеса, нуждающегося в продвижении в интернете. Кроме этого, качественное образование в области e-Commerce в целом и поисковой оптимизации в частности все еще очень трудно получить. В военное время ордена и медали получают за доблесть в бою, а в мирное – за хорошую муштру. E-Commerce – это передовая. Все бои за рынок сегодня переместились в онлайн. Именно в интернет-маркетинге сегодня очень остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров – нужны быстрые руки, светлые головы, нужны люди, не боящиеся брать ответственность за результат.
Кстати, рекрутеры и хедхантеры получат самые высокие вознаграждения в 2013 за «поимку» специалистов, способных планировать стратегию раскрутки бизнеса в интернете и воплощать ее в жизнь.
Значение расширенных сниппетов вырастет
Расширенные сниппеты привлекли внимание многих маркетологов уже с введением единых стандартов микроразметки. Их роль вырастет в ближайшее время, так как подобные описания являются ценными для пользователей поисковых систем. Сниппеты позволяют получить искомую информацию, не посещая сайт и не покидая страницу выдачи, что важно для поисковых систем.
Роль расширенных сниппетов в подтверждении авторства в Google сохранится. Сайты, работающие в области e-Commerce, будут активнее использовать расширенные описания для лучшего и более информативного отображения страниц товаров в выдаче.
Дальновидные интернет-маркетологи, своевременно инвестирующие средства в создание качественных и релевантных сниппетов, добьются роста CTR за счет этого инструмента. Это особенно важно на фоне падения CTR в органической выдаче.
Увеличение роли непоискового продвижения
С одной стороны рынок уже 2012 году (и даже ранее) понял, что существуют и другие методы привлечения целевого трафика на сайты. Роль классических контекстных систем (Яндекс.Директ и Google.Adwords) была понятна уже и 5-6 лет назад. С тех пор рынок PPC продолжал только «нагреваться». Как итог – по многим тематикам тот же Яндекс.Директ перестал быть инструментом продаж, а стал инструментом расширения клиентской базы (т.е. зарабатывать на клиентах становится все тяжелее, ставка делается уже не на продажи, а на возврат клиентов в дальнейшем). В этих условиях – когда поисковое продвижение становится более сложным и трудозатратным, а контекстная реклама имеет не очевидную прибыльность – идет упорная работа по выявлению новых каналов целевого трафика.
С 2010-го года мы наблюдаем бурный рост SMM. Не сегодняшний день рынок успел уже по два раза и разочароваться в SMM, и очароваться снова. Почему это произошло? По ежедневной аудитории крупнейшие социальные сети сопоставимы с поисковыми системами (Facebook с Google, а «Вконтакте» с «Яндексом»). Первое разочарование настало после того, когда выяснилось, что поведение аудитории в социальных сетях кардинально отличается от поведения в поисковых системах. Выяснилось, что лидерами по привлеченной аудитории из социальных сетей являются СМИ, сайтам же коммерческих тематик аудиторию получить значительно сложнее. Но после первой волны CMM-активности (которая характеризовалось активностью ботов, накруткой лайков и расшариваний) настала вторая волна. Мы считаем, что еще не все агентства и не все заказчики перешили на новые принципы работы в социальных сетях (прежде всего, из-за более высоких трудозатрат). Но те, кто перешел, уже сейчас имеют более конверсионный трафик. Принципы работы в социальных сетях, отличающие вторую волну от первой: работа в нише, а не прямая реклама компании (если вы банк – создаете сообщество по кредитам, если вы турагентство – создаете сообщество о самых красивых местах планеты и т.д.), контент-план, работа над вовлечением аудитории в интерактив и т.д. И оценка работы привлеченного агентства ведется исходя из трудозатрат по реализации контент-стратегии, а не в привязке к метрикам, которые – это очевидно – могут и будут накручиваться.
Заключение
Наступивший год откроет широкие возможности для интернет-маркетологов, использующих долгосрочные стратегии и понимающих суть всех нововведений поисковых систем. Первые страницы выдачи Google и «Яндекс» будут постепенно наполняться неорганическими ссылками (это общий мировой тренд, и с ним бороться бесполезно, нужно просто взять его на вооружение и обратить в свою пользу), что увеличит конкуренцию за оставшиеся места в органическом топе. При этом дальновидные интернет-маркетологи уже сегодня работают над тем, чтобы присутствовать не только в органической выдаче, но и в различных дополнительных сервисах поисковиков.
Очевидно, в 2013-м году вырастет роль на рынке специалистов по юзабилити. И здесь есть одна очень важная вещь, которую нужно иметь в виду. Юзабилити – это не теория, а практика. Да, есть и в этой области некая компетенция, которую можно «наработать», некий багаж знаний. Но в целом, ни один специалист по юзабилити не имеет право брать на себя ответственность, что делать посадочную страницу нужно так, а не эдак на основании только теоретических знаний. Любые решения по юзабилити должны подтверждаться практикой, а именно A/B тестированием (сплит-тестированием). То есть работа должна строиться по следующему алгоритму: гипотеза -> сплит-тестирование -> внедрение более конверсионного варианта.
Инвестиции в создание расширенных сниппетов позволят вам справиться с одним из главных вызовов 2013 года — падением CTR органической выдачи. Работа над повышением конверсии сайта увеличит общую эффективность продвижения бизнеса в интернете. Инвестиции в поиск и удержание квалифицированных специалистов и в создание качественного контента останутся наиболее важными в этом году. Роль естественных ссылок с трастовых площадок также будет высокой.
Увеличение роли непоискового продвижения приведет к тому, что граница между SEO и SMM будет все больше стираться. Она уже стирается. Ведь поисковики учитывают «сигналы» из поисковых систем в ранжировании сайтов. Другими словами, уже сегодня крайне тяжело быть успешным в SEO, не думая о повышении видимости сайта в социальных сетях (увеличения качественных «лайков» и «расшариваний»). Урок из seo-прессинга выдачи путем «накрутки» ссылочной авторитетности поисковиками извлечен. Естественно, на выдачу будут влиять не все «лайки» и «расшаривания», поиск обращает внимание, кто на вас ссылается, насколько авторитетен тот или иной пользователь, каков «вес» его ссылки на ваш проект.
Вы добьетесь отличных результатов в продвижении бизнеса, если понимаете тенденции рынка интернет-маркетинга и уже подготовились к любым изменениям поисковых алгоритмов.