Итак, в этой статье речь пойдет об асессорах поисковых систем и их роли в формировании выдачи.
Основное, что нужно знать владельцам коммерческих сайтов об асессорах, – это то, что асессоры не могут влиять на выдачу напрямую – «опускать» или «поднимать» сайты в выдаче. Оценщики, скорее, выступают некими «маяками», которые подают сигналы поисковым алгоритмам. В частности, в новом алгоритме Яндекса для ранжирования сайтов Московского региона, который был введен 20 ноября 2011 года, оцениваются такие параметры, как доверие к сайту и дизайн сайта. Алгоритмически вычислить эти параметры очень сложно (причем, вычислить можно с высокой погрешностью), и здесь коллективная асессорская оценка может выдать качественный сигнал поиску, который будет учитываться при ранжировании, но не станет определяющим фактором.
Другими словами, асессоры Яндекса – это всего лишь квалифицированные пользователи на зарплате, благодаря которым поисковики получают сигналы по субъективным критериям оценки сайта.
Инструкция асессора Яндекса
В интернете можно найти документ, который выдается за инструкцию асессора Яндекса.
Не имеет значения, реальная это инструкция или фейковая. Но суть задач асессора в этом документе, в общем-то, отображена верно. Асессоры оценивают коммерческие сайты по некой градуированной шкале – от максимально релевантных результатов до спама. Более подробно обо всех существующих категориях:
«Витальная страница» – часто единственно верный ответ. Надо понимать, что далеко не на всякий запрос найдется «витальный» ответ. Как правило, «витальными» страницы могут быть для запросов в виде названия компании. Очень часто «витальные» ответы выдаются не одной ссылкой на сайт на странице выдачи, а большим количеством ссылок (тремя и даже четырьмя – см. пример):
Но что интересно. По одному из запросов в виде названия бренда, который мы продвигали, в топе выдачи присутствовал не вендор (наш клиент). Мы сделали запрос в поддержку Яндекса и получили буквально следующий ответ: «Что касается витальности, то мы не считаем, что по указанному запросу должен быть витальный сайт». В принципе, все оказалось логично. По запросу в топе находился один из дилеров вендора, с точки зрения логики он имел право там находиться, соответственно, «витальными» страницы могут не быть даже для запросов в виде бренда, если в интернете достаточно дилеров вендора, сайты которых имеют всю необходимую и полную информацию о бренде.
«Полезная страница» – страница, на которой можно найти ответ на заданный вопрос, полезную информацию, соответствующую запросу.
«Страница релевантная+» – страница, которая полностью отвечает запросу.
«Страница релевантная-» – страница, частично отвечающая поставленному запросу.
«Нерелевантная страница» – страница, не отвечающая запросу.
«Спам» – страница имеет признаки поискового спама, дорвей.
«Страница Не Про То» – данная категория весьма интересна. Для того чтобы понять ее, нужно немного углубиться в принципы текстового ранжирования сайтов поисковыми алгоритмами. Текстовое ранжирование по сути является попыткой поиска понять, «о чем данная страница?». Понимание этого является полушагом к тому, чтобы поиск определил, по каким запросам (высоко или низко) ранжировать сайт. Как понимает поисковый алгоритм, о чем страница? Очевидно, происходит некоторый семантический анализ документа и по словам-маркерам странице присваивается принадлежность к той или иной тематике. Примерно по такому же признаку присваивается принадлежность и всего сайта той или иной тематике. Очевидно, что алгоритм, работающий по такому принципу, может ошибаться. Найдя в тексте случайные семантические конструкции, связанные с конкретной тематикой, поисковик присваивает странице тематику, но текст может вообще быть «не о том», при этом не являться спамом.
Как влиять на асессоров, и стоит ли на них влиять?
Мысль, которая первой приходит в голову: а можно ли повлиять на асессора, чтобы он принял решение в пользу вашего сайта? На самом деле, и вопрос это не такой уж «смешной», как может показаться на первый взгляд, и ответ на него не такой простой, как кажется. Давайте разбираться.
Прежде всего, влиять на одного конкретного асессора – совершенно бессмысленно. Асессор не управляет выдачей напрямую. Сигналы, которые создают асессоры, перерабатываются поисковым роботом, в основе которого лежат алгоритмы машинного обучения. Асессоры – это, по сути, навигаторы, которые помогают в океане шума уловить правильный вектор движения. Для поисковых алгоритмов важна не одна конкретная оценка конкретного асессора, а коллегиальная оценка большого количества асессоров. Именно поэтому асессоров достаточно большое количество (правда, все они являются внештатными сотрудниками, за исключением руководителей направления). Сколько асессоров в Яндексе, точно никто не знает. Но по некоторым данным, летом 2010-го года их было около 120, в 2011-ом году – около 200, зимой 2012-го – больше 250. По большому счету, увеличивать количество асессоров дальше не имеет смысла. На наш взгляд, дальнейшее развитие асессорских оценок будет происходить не путем найма и обучения сотрудников, а использования данных анализа поведенческих факторов каких-то качественных выборок пользователей. Фактически асессором может выступать любой квалифицированный пользователь интернета в случае, если поиск научится с высокой достоверностью понимать, что пользователь квалифицирован и не ангажирован, институт асессорских оценок умрет сам собой (а мы не сомневаемся, что это произойдет).
Ну, а пока мы должны учиться влиять на существующих асессоров. Мы должны это делать. Каким образом? Ответ тут только один. Нужно повышать пользовательские характеристики сайта, делать сайт полезным и нужным вашей целевой аудитории. Также смотрите новость про то, что важно для Яндекса с точки зрения повышения уровня доверия со стороны асессоров.