Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Зачем вашему маркетингу дополненная реальность: как извлечь максимум пользы и сделать свое приложение Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Дополненная реальность (augmented reality, AR) – явление, которое уже второе десятилетие будоражит умы владельцев гаджетов во всем мире. Отношение к нему у публики, бизнеса и инвесторов не совсем однозначное. Ему то пророчат великое будущее, то ставят на нем крест, а затем возникает новый всплеск интереса на волне появления очередного поражающего воображение продукта (вроде Pokemon Go или Magic Leap). Вау-эффект работает на ура, и технология обзаводится новыми поклонниками. Ее становление лишь начинается и согласно исследованию Juniper Research, количество пользователей мобильного AR стремительно вырастет до 200 миллионов уже в 2018 году (с 60 миллионов в 2013). Давайте разбираться, что хорошего и не очень в этой технологии, и какие возможности ваш бизнес может извлечь из ее применения уже сегодня.

AR - это слой виртуальных объектов с дополнительной интерактивной информацией поверх объектов реального мира. Для активации этого слоя достаточно смартфона. Потому мобильная дополненная реальность и получила такое распространение – не нужны дорогостоящие очки и шлемы, это удел далекого будущего, а сейчас достаточно установить специальное приложение.

С помощью технологий дополненной реальности компании привлекают внимание клиентов и добавляют ценность самому продукту. Вот пример от Danone - рекламная кампания с элементами обучающего маркетинга: на продуктах «Растишка» появилась метка Shazam, с ней ребенок погружался в интерактивную игру. Через экран смартфона он наблюдал за динозавриком Дино и картой звездного неба, поворачивался по сторонам и искал разные космические объекты. С каждым йогуртом или творожком Danone ребенок получал магнит с планетой или созвездием, собирал их в общую карту – каждый из магнитов был меткой, скрывающей яркую космическую 3D-анимацию и интересную информацию об объекте.

Приложение с дополненной реальностью, активирующее метку на продуктах Danone

Технологии дополненной реальности расширяют способы взаимодействия с потенциальными клиентами, их возможности огромны. Само по себе применение AR не вызывает сложностей – формат хорошо ложится на привычные рекламные плакаты, листовки, билборды, каталоги и стенды. Рекламный щит становится своеобразной точкой активации интерактивной и визуальной составляющей, местом погружения в новый опыт. Задача компании теперь - не просто наложение одной реальности на другую, но поиск способов удержания клиента, вовлечения во взаимодейcтвие с брендом. И с этим дополненная реальность тоже справляется на отлично, не только за счет вау-эффекта, но и благодаря возможностям геймификации.

Свяжитесь с нами Обсудим? Закажите бесплатную консультацию
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Работа приложений дополненной реальности кажется достаточно простой – есть метка, на нее накладывается виртуальный слой, он распознается смартфоном, однако под всем этим лежит чуть более сложный процесс.

Смартфон с помощью камеры и встроенных датчиков – гироскопа, акселерометра, компаса, GPS через специальное приложение непрерывно анализирует окружающее пространство, получает изображение и данные для обработки (о положении в пространстве, координатах), которые затем идентифицирует. Алгоритмы распознавания определяют, что человек видит перед собой, где он находится – для этого используется компьютерное зрение, поиск по изображениям в сети, базы данных объектов. Затем AR-приложение оценивает, можно ли для этого реального объекта вывести виртуальный слой. Для упрощения процедуры распознавания придумано множество вариантов меток, которые в простом исполнении выглядят как набор геометрических фигур черно-белого цвета (тот же QR-код). Более сложные алгоритмы умеют анализировать фотографии, принимая их за уникальную совокупность точек. На видео ниже представлено, как осуществляется распознавание метки и наложение поверх нее виртуального слоя.



После того, как метка распознана, поверх нее выводятся объекты виртуального мира – те, что в базе данных приложения, платформы или AR-сервиса сопоставлены с этим изображением. Реальное сливается с виртуальным, обогащаясь дополнительной информацией. На данный момент развития технологии приложения ориентированы на смартфоны и планшеты – как на самое распространенное среди пользователей устройство, однако многие платформы смотрят в будущее и создают инструменты, которые кажутся бесполезными сейчас, но найдут свое применение, когда носимые AR-устройства вроде Google Glass или Microsoft HoloLens упрочат свое положение среди широких масс.

При создании профессиональных приложений дополненной реальности основную долю работ занимает создание качественного контента, который будет визуализирован в этом приложении и продумывание, как логика приложения отвечает целям и задачам маркетинговой кампании. Разработкой могут заниматься маркетинговые агентства: основной акцент они делают именно на проработке стратегии продвижения, а технических разработчиков привлекают в качестве подрядчиков, а могут и компании, которые специализируются на создании проектов виртуальной и дополненной реальности.

Технические компании-разработчики задействуют силы многих специалистов:

  • 3D-дизайнеров, которые формируют трехмерные модели товаров, сканируют здания и территории 3D-сканером, создают высококачественные фотографии реальных объектов и текстур для переноса в цифровую реальность;
  • геймдизайнеров, если проект задуман в форме игры или содержит систему геймификации;
  • программистов, которые объединяют подготовленный контент и метки, используют готовые механизмы компьютерного зрения или разрабатывают собственные алгоритмы, чтобы приложение работало оптимальным образом и подходило для различных устройств;
  • многих других узких специалистов в зависимости от задач проекта.

Потому профессиональные приложения стоят дорого – от 500 000 рублей за самые простые возможности и до нескольких миллионов рублей, если задача специфическая и требует постоянного взаимодействия с клиентом. Сроки разработки также зависят от сложности исполнения и согласованности действий заказчика и исполнителя. В среднем разработка занимает не менее одного месяца для простого приложения и до года – сложного. Компания Vizerra, которая существует на этом рынке более 10 лет и входит в топ-70 самых быстро развивающихся инновационных компаний мира, на своем сайте разместила описание уровней сложности создания приложений дополненной реальности и ориентировочные сроки разработки (прим.ред. – в 2018 году здесь была ссылка, но на данный момент она недоступна). Безусловно, найдутся и те, кто запросит за создание приложения меньшую сумму, но согласитесь, что отдать даже 150 000 рублей и получить приложение, которое вы могли бы и сами сделать в бесплатном сервисе – не слишком удачный вариант для оценки эффективности технологии в вашем бизнесе.

Вот, что можно сотворить, если привлечь профессиональную команду разработки. «Оживающие» наборы от компании LEGO привлекли новых посетителей и подняли продажи.



Сложность поиска исполнителя на создание приложения дополненной реальности состоит в том, что этот рынок находится в самом начале своего становления. Стандартов и лучших практик в нем очень мало, качественного контента еще меньше, а компании, которые умеют его создавать, можно пересчитать по пальцам.

У заказчиков тоже не сформировано представление, что такое качественные AR-приложения, сколько они могут стоить и как оптимально применить дополненную реальность в бизнесе. Потому велик риск наткнуться на недобросовестных исполнителей, которые значительно пошатнут ваш бюджет, а эффект от результата будет невелик. В этом случае нужно хорошо изучать портфолио компании и отталкиваться от целей, которых вы хотите достичь с помощью AR-приложения. Вполне вероятно, что, задумавшись об этом, вы поймете, что того же результата можно достичь менее затратными методами и без AR, либо откажетесь от дополнительных «инновационных» функций, которые так расхваливает разработчик.

Непросто и отслеживать эффективность маркетинговых кампаний с применением дополненной реальности даже с учетом разработки профессионального приложения. Вы можете потратить год на разработку, и в конце осознать, что реклама у популярного блогера привлекла бы в разы больше клиентов. Можно сказать, что любая новая возможность требует вдумчивого отношения к ее применению. Не стоит сразу бросаться в разработку, если так сделала какая-то известная компания, и приложение выглядит здорово. Потому важно понимать, какие еще есть способы создания дополненной реальности и как взаимодействует с ней владелец смартфона.

Здесь есть два пути, которым обычно идут компании.

Первый – создают собственное, полностью независимое AR-приложение. Для его создания используют специализированные фреймворки и инструменты разработчиков.

Например, такие:

  • Vuforia;
  • EasyAR;
  • ARKit;
  • ARCore.

Эти фреймворки обычно используются в связке со средой разработки, например, Unity3D и подходят тем, кто задумал серьезное приложение со множеством функций или добавление к продукту дополнительной ценности. В этом случае отдельное брендированное приложение размещается в Google Play или AppStore, и пользователю нужно скачивать его отдельно, только для того, чтобы взаимодействовать с вашим конкретным продуктом или меткой. В зависимости от выбранного фреймворка и технологии разработки, метка может выглядеть по-разному: в виде фотографии или в виде уникального символьного изображения, похожего на QR-код.

Второй путь – использование специального AR-браузера, платного или бесплатного. Это сервисы, которые позволяют пользователю получать доступ к проектам сразу многих компаний. Для этого компания должна создать метку и привязать к ней виртуальную информацию прямо через сервис браузера.

К этим сервисам относят такие приложения, как:

  • Aurasma;
  • blippAR;
  • Layar;
  • ARTOUCHER;
  • Metaverse (gometa.io).

Вот простые примеры, которые может сделать любой специалист и без навыков 3D-моделирования. Просто наложить готовые видео на фотографии.

Сервис дополненной реальности Layar платный, однако то же самое можно сделать в его бесплатном аналоге blippAR

Установив такое приложение один раз, потенциальный клиент может постоянно просматривать слой дополненной реальности, от вашей компании или от других. Меткой в данном случае могут быть обычные фотографии, то есть активировать AR-анимацию можно с помощью обычных рекламных листовок, страниц журнала, баннеров, изображений на стендах или связать их с координатами на карте. Инструкцию по созданию своей дополненной реальности в двух из этих сервисов я разместила в конце статьи.

И третий путь – привязывать дополненную реальность к QR-коду. Этот способ привычен людям, приложение для чтения QR-кодов может уже оказаться на смартфоне вашего потенциального клиента, так что ему не потребуется дополнительных усилий и свободного места в памяти смартфона.

Некоторые бренды идут на социальные эксперименты, используя для отображения дополненной реальности большие экраны, установленные на улице. Тогда пользователь должен лишь оказаться в нужном месте.

Так поступила компания Pepsi Max, установив экран на автобусной остановке. Несмотря на то, что происходящее мало относилось к продукту – газированным напиткам Pepsi, ролик получил виральное распространение, набрав 7,5 миллионов просмотров на YouTube, и послужил источником для ряда публикаций в прессе с упоминанием бренда, в том числе в технологических изданиях, которые при обычных условиях не обращают внимания на производителей продуктов и напитков. Этот ролик обсуждают и по сей день.

Дополненная реальность способна подарить яркие эмоции даже в самом привычном месте – на автобусной остановке

Вот еще один пример, который могут позволить себе крупные бренды, – «живая» реклама сериала «Ходячие мертвецы».

Что запоминается лучше всего? То, что человек прочувствовал на собственной шкуре

Эксперименты с новыми технологиями, порой, заводят компании слишком далеко. С виду впечатляющий результат может сработать только один раз, не давая пользователю существенной выгоды, а лишь заставляя терпеть неудобства. Потому при создании собственного опыта AR нужно помнить, чего хотят ваши покупатели и как можно использовать возможности технологии, закрывая их боль.

Вот несколько примеров, как сделать применение AR наиболее полезным, предоставив клиенту следующие возможности:

  • оценить продукт в натуральную величину, в полном объеме, рассмотреть со всех сторон, представить, как он будет смотреться в реальной обстановке, «примерить» продукт на себя (подходит для косметики, одежды, автомобилей, продуктов питания, мебели);
  • ощутить себя владельцем продукта, визуализировать мечту, сфотографироваться с ней (подходит для любого крупного продукта с долгим циклом сделки, где принятие решения зависит от эмоциональных факторов: автомобили, дома, мебель, техника – технологии дополненной реальности уже сейчас позволяют смоделировать объект в натуральную величину и рассматривать его со всех сторон даже со смартфона, поместить в реальную обстановку).

Например, вот так виртуальную 3D-модель дома в полную величину можно вписать в реальный участок, оценить удобство, осмотреть не только снаружи, но и внутри, понять, каким будет вид из окон, как лучше расположить выходы, удачна ли планировка интерьера. Пример сделан с помощью фреймворка ArKit и движка Unity3D.



Есть множество примеров, где миниатюрный автомобиль помещается поверх метки в руках у пользователя. Миниатюры любят все, но ничто так не впечатляет, как полноразмерная машина прямо перед вами – даже с возможностью «посидеть» внутри и поменять цвет авто и внутренней отделки. Пример сделан с помощью ArKit.



Еще ряд возможностей, которые бизнес может предоставить клиенту с помощью технологий AR.

  • Поиграть, развлечься, получить дополнительную развивающую и обучающую информацию (подходит для продуктов с детской и молодежной целевой аудиторией, либо в тех случаях, когда к продукту требуется привлечь внимание еще одного сегмента аудитории другого возраста).
  • Получить важную информацию о продукте непосредственно перед покупкой – выяснить состав, просмотреть отзывы, интерактивные примеры использования.
  • Сориентироваться на местности, быстро найти ваши магазины, найти товар внутри магазина, указать путь до точек, где проводятся акции (подходит для гипермаркетов, брендов, представленных в разных городах и странах, крупных значимых объектов в городе, новых открытых точек, мест проведения кампаний по продвижению).

Например, японское PR-агентство разработало приложение дополненной реальности Penguin NAVI для местного аквариума. На станции метро потенциальным посетителям предлагается скачать приложение с помощь QR-кода, а затем следовать за забавными пингвинами, которые смоделированы в точности как настоящие.

Крупные компании готовы затрачивать средства и нанимать профессиональных разработчиков AR-приложений, но что же делать малому бизнесу или тем, кто только хочет попробовать возможности дополненной реальности? Используйте AR-браузеры и платформы, с ними вы создадите AR-приложение даже без навыков программирования. Покажу, как создать приложение с дополненной реальностью, на примере двух бесплатных сервисов (для первого – текстовая инструкция, для второго – скринкаст).

Первый онлайн-сервис, в котором можно создать свой AR-проект, называется blippAR и относится к категории браузеров дополненной реальности – это платформа, где каждый может добавить свой проект, а пользователь получает доступ к контенту разных компаний через единственное приложение для смартфона.

BlippAR позволяет наложить видео или 3D-контент на метку, в качестве которой может выступить любое изображение, а потому лучше всего подходит для «оживления» печатных рекламных и маркетинговых материалов – журналов, каталогов, листовок и визиток. Весь контент нужно подготовить заранее в соответствующих редакторах, функция приложения – лишь объединить изображение-метку и ваш контент, а также предоставить инструментарий для доступа клиента к этому контенту.

  1. После регистрации в сервисе по ссылке blippar.com вы попадете на главную страницу, с которой можно создавать собственные проекты. Нажмите кнопку Create project, чтобы создать новый проект.
В личном кабинете нажмите кнопку с плюсом для создания нового проекта
  1. В следующем всплывающем окне введите название проекта и нажмите кнопку Create project.
  2. Затем вам будет предложено создать blipp – то есть метку, точку доступа клиента к вашему контенту, которую можно будет сканировать смартфоном с установленным приложением blippAR. Нажмите кнопку Create a blipp.
  3. В новом окне введите название метки, затем загрузите изображение с компьютера или перетяните мышью в окно. Изображением может быть черно-белый рисунок или фотография (страница каталога, логотип, брендовая графика и так далее). Чем сложнее фотография, тем лучше. Простые рисунки и примитивы могут не сработать, потому что компьютерное зрение должно иметь возможность однозначно идентифицировать изображение, и делает оно это по нескольким ключевым точкам.
Окно, где загружается метка для распознавания

Изображение должно отвечать следующим критериям:

  • формат PNG или JPEG;
  • размер не менее 300-800 пикселей по ширине и высоте;
  • вес не более 50 Мб;
  • палитра только RGB, а не CMYK.

Хороший маркер

Ничего особенного, но для личной некоммерческой страницы сойдет

Много точек для распознавания, объект сложный (изображение из документации blippAR, создатели просят не использовать его в качестве вашего маркера)

Плохой маркер

Я не учла, что картинка будет обрезана по краям, а профильное фото залезет на середину

Слишком мало точек, объект примитивный (изображение из документации blippAR)

  1. После загрузки метки, откроется окно добавления контента. На левой панели инструментов есть три раздела – Catalog, Widgets, Uploads. В центре – сетка с вашей меткой, а с правой стороны – панель работы с параметрами каждого элемента. Все элементы перетягиваются на метку мышью и размещаются на ней. Можно добавлять несколько элементов. Удаляются элементы щелчком по ним и нажатием на клавиатуре клавиши Delete.
    • a. Из раздела Catalog доступны 3D-примитивы и добавление текста.
    • b. Из раздела Widgets можно добавить кнопки для перехода в соцсети, звонка, покупки с уводом на страницу интернет-магазина, просмотра pdf-документа, отправки сообщения по электронной почте, создания селфи.
    • c. Из раздела Uploads можно загрузить собственные файлы – видео, изображения, 3D-объекты в формате fbx (и сконвертировать их встроенным конвертером).

Например, вот так может выглядеть ваш контент, который будет виден поверх фотографии только в дополненной реальности. В данном случае дом – это метка, которая может быть напечатана в каталоге или на листовке, а при наведении на нее смартфона, активируется слой дополненной реальности, который отобразит кнопки звонка и покупки и информационный текст.

AR-приложение для покупки недвижимости может реагировать на фото в каталоге, рекламных листовках и предлагать потенциальному клиенту позвонить менеджеру или перейти на страницу агентства. В левой части загружается контент, в правой – устанавливаются параметры каждого добавленного элемента
  1. После того, как приложение подготовлено, вы можете просмотреть его, нажав на правом верхнем углу кнопку предварительного просмотра – Preview. Когда окно предпросмотра откроется, запустите на своем смартфоне бесплатное приложение blippAR, нажмите в его правом нижнем углу бургер-кнопку с тремя вертикальными линиями и найдите пункт «Ввести код», затем вбейте код, указанный в окне предпросмотра. После этого наведите смартфон на картинку и подождите. Если картинка распозналась браузером, в ее центре появится кольцо загрузки с процентами, а затем активируется слой дополненной реальности.
В окне предпросмотра вам еще раз напомнят о необходимости установки на смартфон приложения blippAR
  1. Если требуется доработка проекта – нажмите в этом окне кнопку Done, предпросмотр закроется, и вы сможете изменить или добавить элементы. Если результат вас устраивает – нажимайте желтую кнопку Make it Live – тогда появится дополнительно окно с отправкой на модерацию. Создатели blippAR проверят ваше приложение на соответствие политике организации, а затем одобрят или отклонят его. Приложение можно сделать доступным по всему миру (пункт Global) или в пределах страны (пункт Local to Country, обычно заполняется автоматически). Тот же эффект отправки на модерацию дает нажатие синей кнопки Publish в правом верхнем углу проекта при редактировании.
  2. Так можно быстро разнообразить уже имеющиеся рекламные и маркетинговые материалы слоем дополненной реальности. У клиента на смартфоне должно быть установлено приложение blippAR, чтобы он мог активировать этот слой. А на рекламные материалы можно поместить наклейку с сообщением о том, что за изображением скрывается дополнительная информация и возможности.
Нужно мобильное приложение? Обращайтесь! Подробнее

Платформа Metaverse (gometa.io) также бесплатна и позволяет создавать приложения дополненной реальности с чуть более сложной логикой, чем браузер blippAR. Через нее можно создавать простые игры, квесты, тесты, задавать вопросы о бренде, использовать компьютерное зрение для поиска предметов, людей, животных, определения эмоций. Приложения создаются без программирования, только лишь визуальным взаимодействием с элементами, а слой дополненной реальности активируется через метку, генерируемую самим сервисом и похожую на QR-код.

В скринкасте ниже я рассказываю, как создать приложение дополненной реальности для воображаемой кофейни – клиент делает селфи с логотипом бренда (или отвечает на вопросы о бренде), а затем получает скидку, которой может оплатить товар. Аналогичные приложения подойдут для самых разных компаний: от ритейла до сферы услуг.



Оба сервиса – и blippAR, и Metaverse – освоить достаточно легко, но вместе с тем в них можно создавать приложения со сложной структурой, которая ограничивается только вашей фантазией.

Как видите, магию дополненной реальности может оценить каждый, не затрачивая больших средств. Пробуйте и делитесь ссылками на свои приложения, сделанные по инструкциям, в комментариях!

Свяжитесь с нами Обсудим? Закажите бесплатную консультацию
Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 мая 2024
216
Яндекс Маркет поощряет покупателей оставлять отзывы, но люди не спешат это делать

Анализ потребительского поведения показал, что люди часто не готовы оставлять ни позитивные, ни негативные отзывы.

20 мая 2024
323
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать

Топ-5 программ для эффективной обработки заявок клиентов и увеличения продаж.

19 мая 2024
202 229
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги

Крутая бизнес-идея – это половина успеха. Вторая половина – кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.