Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Ты просто слишком олдовый: почему феминитивы, заимствования и неологизмы – это нормально Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Когда я слышу возгласы отчаяния о том, что мир катится в бездну, необразованность стала нормой, и вообще мы все морально деградируем до такой степени, что аж филологи разрешили всем называть кофе «оно», у меня автоматически глаза закатываются настолько далеко за веки, что я опасаюсь за свое здоровье и за то, что я такой красивой навсегда теперь останусь.

Во-первых, где, черт возьми, эти люди усмотрели связь между грамматическими конструкциями и моралью? Каким именно образом родовые окончания прилагательных служат нравственным ориентиром? Как влияет наличие или отсутствие англицизмов в речи на образовательный уровень говорящего? Нет ответов…

Во-вторых, мне страшно нравится это представление филологов как такого надзирательно-карательного органа, управляющего сразу всем русским языком. Лингвистический ФСИН. Там на дощатой террасе близ конопляника под звуки виолончели веснушчатая Агриппина Саввична бьет ногами по почкам всех, кто путает ударение в слове «торты».

Послушайте, все происходит немножечко не так. Все эти словари, учебники, своды правил и прочий ужас, запомнившийся со школы, – это способ описания языка. Фиксация сложившейся нормы, если более научно.

Язык – он живой сложный зверь, имеющий свои повадки, привычки, любови и ненависти. Вся эта толпа людей с плохими осанками и толстенными диоптриями на носу занимается исключительно тем, что пытается как-то рассказать нам про этого зверя, разложить по коробочкам и ящичкам всю собранную информацию за сотни лет наблюдений.

Никто не может разрешить или запретить тигру быть полосатым. Это его тигринное свойство такое – он полосат. Люди, изучающие тигров, пишут у себя в учебниках: «Тигры оранжевые и имеют полосы». Иногда некоторые тигры в связи с мутацией рождаются белыми. И никто не бежит за ними по саванне, объясняя, что они нарушают фундаментальное правило тигринности и должны тотчас исправиться и стать оранжевыми, как написано в учебниках. А то срам и стыд! А некоторые вообще доходят до того, что рождаются бесполосными, вы подумайте! Куда катимся, куда катимся… А все почему? Неучи потому что!

Вот все эти попытки разрешить или запретить носителям языка разговаривать на своем языке так, как им удобно, – это такое же важное занятие, как попытка объяснить тиграм, сколько у них должно быть полосок в соответствии с учебником зоологии.

Язык – живой. Он эволюционирует, изменяется, вбирает в себя слова и целые конструкции из других языков, делится своими, разрастается и закручивается в причудливые узоры. Этому процессу невозможно и совершенно не нужно противостоять.

При появлении новых понятий естественным образом появляются и новые слова. Иногда это видоизмененные или переназначенные слова из уже существующего лексического корпуса («скинь мне на телефон»), иногда – подчистую калькированное заимствование («не на телефон, а на айфон!»), чаще всего – заимствование, обрастающее русскими словообразовательными инструментами, как корабль – ракушками («океюшки, но понтоваться яблокофонами – это вверх кринжовости»).

Вся эта языковая карусель происходит постоянно: каждый день, каждую минуту. Новояз – это постоянное состояние языка. Он всегда нов. Он создается каждую секунду в момент говорения. Да, какие-то словечки и структуры отвалятся и через 10 лет потребуют сносок, если окажутся в книжном тексте. Какие-то врастут намертво и будут неотличимы от остального словесного полотна уже через пару лет. Например, конструкция перечисления, оканчивающаяся формулой «вот это вот все» уже никому не режет слух и стала вполне обиходной, а как мы все надрывали животы над Светой из Иванова, когда оно прозвучало впервые.

Читайте также
Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе»

Бывает и такое, что какие-то конструкции появляются, исчезают, а затем снова появляются, когда повестка становится актуальной.

Так, например, произошло со всеми любимыми феминитивами, об которые было сломлено столько копий.

В конце XIX – начале XX века, когда так называемый «женский вопрос» был в моде, в печати и, судя по литературе, в живой речи активно начали появляться «директорки», «фельдшерицы» и даже «авиатриссы». А слово «пианистка» было таким же неологизмом, как сейчас для нас «менеджерки».

Что-то прижилось, что-то похерилось (кстати, семинаристское слово «похерить» введено в широкое обращение Достоевским и имеет значение «зачеркнуто крестом», а не то, что вы подумали). И век спустя, когда феминистическая повестка снова стала актуальной, язык пробует на вкус всевозможные способы обозначение половой принадлежности в названиях профессий.

Язык не может, не хочет и не будет застывать ни в какой неподвижной «норме».

Новые слова, выражения и целые грамматические конструкции будут появляться и исчезать как рябь на воде. При этом сам водный массив никогда не будет ни однородным, ни неизменяемым. Невозможно в одну воду войти дважды, невозможно говорить одинаково сегодня и 20 лет назад. Возьмите любую художественную книгу, в которой успел проявиться живой разговорный язык девяностых. Вы с ужасом для себя обнаружите, что ко многим словам нужны сноски, а новое поколение читателей вообще половины не поймет. Например, ребята, родившиеся в двухтысячные (нет, они не в детском саду, им по 20 лет: кто-то успел уже закончить вышку, кто-то – отрастить бороду, а кто-то – нарожать своих детей)

В новых словах нет ничего ни ужасного, ни угрожающего. Это естественный процесс, от которого никуда не деться. И да, лет 10 – а кто-то и 20, и 30 – назад мы также лихо занимались словотворчеством и даже не замечали этого. Молодость всегда имеет дело с чем-то новым, поэтому неологизмы – дело молодых, лекарство против морщин.

Если вас так сильно раздражают последние языковые веяния, задумайтесь: может, дело не в языке? Может, это просто вы, ну, как бэ это помягче сказать… Слишком олдовый?

Читайте также
Русский антипрогресс: половина россиян боится интернета и хочет в прошлое
Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 мая 2024
182
Яндекс Маркет поощряет покупателей оставлять отзывы, но люди не спешат это делать

Анализ потребительского поведения показал, что люди часто не готовы оставлять ни позитивные, ни негативные отзывы.

20 мая 2024
281
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать

Топ-5 программ для эффективной обработки заявок клиентов и увеличения продаж.

19 мая 2024
202 209
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги

Крутая бизнес-идея – это половина успеха. Вторая половина – кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.