Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Почему в России интернет-активизм – это борьба без поддержки большинства Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Онлайн-активизм – сравнительно молодое явление. Политическая и социальная деятельность радикально преобразилась за последние полвека: интернет изменил все.

Ну сколько мы в России живем с более-менее повсеместным интернетом? Двадцать лет? Интернет успел плотно прорасти в жизнь, но мы как-то не успели осознать этот факт. Что компании, считай, не существует, если ее нет в соцсетях. Что блогер – это полноценная профессия. Что нам больше вообще не нужно ничего помнить, потому что Гугл тут, рядом. Что пост в соцсети может изменить жизнь миллионов людей.

Интернет – часть реальности, и он более чем способен на нее влиять. То, что происходит в интернете не остается в интернете.

Что такое интернет-активизм

Интернет-активизм – форма общественной деятельности в виде публикаций в соцсетях. Это статьи и гайды, обучающие материалы и зажигательные пассажи, призывающие к чему-нибудь. Флешмобы, акции, марафоны. Цель – та же, что у подобной активности в реальности: привлекать внимание к проблеме, обучать, помогать, организовывать сборы средств.

Активизм (любой, и в частности онлайн) – это не обязательно что-то условно «хорошее». Хороший или плохой – вообще понятие относительное. Грубо говоря, как активисты против закона о домашнем насилии, так и активисты за закон о домашнем насилии, как пролайф, так и прочойс, считают, что они борются за что-то разумное, доброе и вечное в рамках своей этики.

Когда я говорю об активистах, я автоматически подразумеваю свое поле – антифашизм, феминизм, антимилитаризм, поддержка ЛГБТ+ и сходное ценностное поле. Но забывать о существовании огромного пласта националистских активистов, защитников традиционных ценностей и других альтернативных взглядов тоже не стоит.

Отменяет ли интернет-активизм деятельность в реальной жизни? Нет. Пикетные очереди анонсируют и организуют онлайн, курируют митинги, распространяют информацию о времени и согласовании. Зазывают на мероприятия. Великое преимущество интернет-активизма в том, что у автора есть неограниченный доступ к аудитории в короткое время. То, что в XX веке требовало месяцев организации с печатью и распространением листовок, делается в два клика.

Вторичен ли интернет-активизм по отношению к офлайн-активности? Нет. Есть много вещей, которые невозможно реализовать в интернете: можно написать тысячу постов, а волонтеры в приютах нужны вполне реальные. Но интернет-активизм необходим, когда нужно донести мысль, просьбу или информацию до большого количества людей.

Читайте также
Уже не патриархальная, еще не феминистка и в целом – дура: россиянка глазами рекламщиков
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Как интернет-активизм меняет реальные жизни (зачем стараться?)

Я знаю, как интернет-активизм меняет и спасает жизни людей. Как массовая огласка, привлечение внимания и поддержка могут защитить человека от государства, спасти из тяжелого абьюза, мотивировать лечить тяжелые заболевания, проработать свой опыт.

В октябре 2016 года онлайн-расследование группы людей на 2ch привлекло внимание к хабаровским живодеркам, которые позже были привлечены к суду.

В том же 2016 году онлайн-флешмоб из Украины #янебоюсьсказать вызвал огромную волну обсуждения харассмента, изнасилований и виктимблейминга.

Международная акция #удепрессиинетлица привлекла внимание к ментальным проблемам и изменила отношение к психическим заболеваниям, снимая с них стигму.

Флешмоб Дарьи Агений #саманевиновата вытащил сор из избы – поднял разговор о безопасности и о праве защищать собственную жизнь женщинами. Дарья отбивалась от насильника ножом и попала под суд по причинению вреда здоровью. Дарью оправдали!

#дайтемнедышать – один из недавних крупных флешмобов. В рамках программы импортозамещения государство прекратило закупку жизненно необходимых лекарств для людей, больных муковисцидозом. Десятки крупных блогеров выложили публикации с требованием вернуть людям воздух

Как создаются подобные акции? Иногда это спланированная кампания, когда заранее, например, готовится фотосессия, привлекаются крупные блогеры, назначается дата старта. Иногда – стихийная поддержка хэштега, который становится вирусным.

К чему это приводит? Зависит от изначальной цели акции: привлечь людей рассказать свои истории и узнать чужие или добиться от государства каких-то действий – как, например, в случае с #дайтемнедышать или с кампанией в защиту сестер Хачатурян. Гласность – огромная сила. Втихушку провести вредный закон или осудить человека легче, чем когда к процессу приковано внимание миллионов людей.

Отношение общественности к интернет-активизму (шли бы лучше в шахты)

Отношение к активистам и волонтерам в России оставляет желать лучшего: «вам что, больше всех надо», «г***о на вентиляторе», «лучше бы работать пошли». Отношение к интернет-активизму собирает и умножает весь этот спектр. Сидите в своем интернетике, посты пишете, лучше бы <нужное вставить>. Самое неприятное – ты и сам начинаешь в это верить. Принижать собственные достижения, считать свою работу бесполезной и недостаточной. Синдром самозванца – и так спутник каждого активиста, но если ты занимаешься преимущественно или исключительно онлайн деятельностью, ты живешь с ощущением, что ты не делаешь вообще ничего. А окружающие с энтузиазмом поддерживают это ощущение.

Должен ли активист работать бесплатно? Это ведь гуманистическая работа ради лучшего мира – а тут уж или лучший мир, или деньги. Но гуманизмом сыт не будешь. Активистская деятельность – это огромный пласт работы: создание материалов, организационные задачи, все это требует времени. Многие блогеры-активисты монетизируют свою медийность – создают инфопродукты, мерч, продают рекламу. И падают в новое болото осуждения.

Что бы ты ни написал и какую бы тему ни затронул – все проплачено, все ради хайпа и охватов. Не выкладывай фотографий с голым телом – как ни стыдно, о серьезных вещах пишешь. Выкладываешь абстрактную архитектуру – пост пролистывается и не собирает охвата, и что бы ты ни написал, этого просто не увидят. Выкладываешь информацию о сборе – заплатили. Не выкладываешь – не заплатили, а без денег даже напрячься не можешь. Просишь помочь репостом – хочешь бесплатно продвигаться. Репостить чужие публикации – реклама.

Работа должна оплачиваться. Активизм – не та сфера, где ты радостно ныряешь в золотые горы. Есть блогеры-активисты, которые зарабатывают очень много на своей медийности, но в абсолютном большинстве случаев деньги им приносят не социальные проекты, а соседние.

Деньги – это ресурс, а активистская деятельность – работа. На работу нужно время. Невозможно развивать социальные проекты, если ты в панике мечешься из стороны в сторону и ищешь, чем бы заплатить за квартиру. Не говоря уже о том, что сама по себе медийность требует вложений: что толку от твоей работы для людей, если видят ее два человека. В «Инстаграме», например, нет органического роста. Хочешь развивать площадку – вкладывайся в продвижение.

Публичность и риски (по айпи вычислю)

Интернет-активизм – это очень высокий уровень публичности, что несет свои проблемы. Активисты сталкиваются с негативом и угрозами по всем личным каналам – в комментариях, в сообщениях, треды на других источниках, массовый спам и травля. Это огромное психологическое давление и постоянное фоновое чувство тревоги. Злые комментарии могут перейти в сталкинг, физические угрозы и нападения. Таких историй достаточно. Порноместь, взломы и блокировки аккаунтов – способов надавить на человека, который открывает крупную часть своей жизни не так уж мало.

Как работает онлайн-активизм в России

Не хочется называть это «издержками профессии» – такой подход нормализует хамство, насилие и сплетни как неизбежное зло. «Инстаграм» и другие соцсети развивают внутренние механизмы борьбы с онлайн-агрессией. Но кроме агрессии ты получаешь и огромное количество поддержки и благодарности за свою работу.

Я помню, мне написала женщина лет пятидесяти – редкий гость в моей аудитории. Это было длинное сообщение: она описывала, как начала читать мой блог, как чувствовала глубокий внутренний протест ко всему, что я транслирую, как ее это злило и – как она начала это принимать. Она написала, что смогла пообщаться с дочерью, с которой у них был затяжной конфликт, принять ее образ жизни, подружиться с ней. Как обратилась к психологу и проработала свои ценности.

Ради этого все и затевалось.

Читайте также
Финансовая зависимость от мужчин: почему девушки терпят абьюз

Так зачем мы этим занимаемся?

В сущности, потому что не можем не заниматься. Когда я начала вести свой блог в инстаграме, по хэштегу #феминизм всплывало около шестнадцати постов. Это не была хайповая или перспективная тема, тогда в тренде было правильное питание, спорт и стиль. Но я не могла писать о спорте, он меня не зажигал. Нам это нужно – мы высказываемся, несем какие-то идеи и когда нас становится больше, это становится трендом.

И это замечательно – когда общественная активность, вовлеченность в социальные проблемы становится не странным хобби, популярным массовым явлением.

Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

20 мая 2024
253
Яндекс Маркет поощряет покупателей оставлять отзывы, но люди не спешат это делать

Анализ потребительского поведения показал, что люди часто не готовы оставлять ни позитивные, ни негативные отзывы.

20 мая 2024
355
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать

Топ-5 программ для эффективной обработки заявок клиентов и увеличения продаж.

19 мая 2024
202 246
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги

Крутая бизнес-идея – это половина успеха. Вторая половина – кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.