Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
8 причин не брать на работу лучшего друга или любимого родственника Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Здравствуй, дорогой друг. Случалось ли тебе, глядя на своего друга, думать «Вот бы мне такого копирайтера/дизайнера/маркетолога в команду – ух, мы бы горы свернули»? Не спеши фантазировать, потом что реальность может больно щелкнуть по носу. Тщательно взвесь все за и против. Надеюсь, тебе в этом помогут несколько моих историй.

Принимая на работу друзей или родственников, мы ждем от них поддержки, единства мнений и хоть каких-то гарантий компетентности. Столкнувшись несколько раз с выбором «взять родственника/друга на работу» или «подождать и найти человека со стороны», я выбирала первый вариант, а лучше бы повременила. Уверена, что есть счастливые исключения (я видела только одно), но гораздо больше поводов не иметь дел с друзьями. У Николаева было «на это пять причин». Но он пел всего лишь про любовь, работа же требует более основательного подхода.

Субординация под угрозой

Ожидание: вы встречаетесь на работе, заговорщически подмигиваете и со смешными интонациями называете друг друга по имени-отчеству для большей хохмы.

Реальность: не все могут переключиться с веселого неформального общения на деловую волну.

И здесь страшна не столько нарушенная субординация, сколько утечка лишней информации. Друг может знать то, во что коллег или подчиненных посвящать не обязательно, но может запросто выболтать что-то лишнее. Репутационные риски возрастают прямо пропорционально разговорчивости твоего приятеля. Ты старательно формируешь имидж делового ответственного человека, а твои коллеги, подписавшись на соцсети друга, узнают о ваших веселых похождениях во всех красках.

Ты был уверен: все, что случилось в отпуске, остается в отпуске. Но твой словоохотливый приятель решил удивить всех рассказами о ядреных коктейлях, плясках на столе и подробностях личной жизни. С одной стороны, не можешь же ты его винить – надо было вести себя прилично, с другой – должно же быть у человека хоть какое-то понимание того, что можно говорить, а что нет.

Вывод: приводишь друга на работу – заранее обсуди, о чем можно рассказывать, а что лучше не вспоминать.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Обсуждение работы продолжается во время дружеских посиделок

Ожидание: вы – команда единомышленников, погруженная в процесс и вдохновленная своей работой, в едином порыве готова трудиться на благо компании.

Реальность: ты не можешь отдохнуть и переключиться, потому что вы постоянно съезжаете на обсуждение работы.

В прошлом году я взяла себе в помощники подругу. В итоге столкнулась со многими трудностями, часть из которых описана здесь, но одна из них была для меня наименее очевидной. При встрече мы часто перескакивали с разговоров о кино и мальчиках на обмен мнениями по поводу ситуаций внутри проекта. Хотелось пройти мимо обсуждения рабочих задач, но это было непросто. Ей бы и на руководство пожаловаться, но я часто была на их стороне (к тому же мне сверху виднее ее ошибки), поэтому посочувствовать и поддержать не получалось. Выходные – мое личное время, а я не хочу его тратить на мысли о работе. Но невольно приходилось – когда, увлекшись беседой, не прерывала ее вовремя вежливым отказом поддерживать тему.

Или еще хуже – начинаешь генерировать прекрасные идеи, а для них не время и не место – ни записать, ни проверить, только обсудить за бокалом напитка, покивать головами – «Ах, какая классная мысль!» – и забыть тут же. Чтобы потом, вздыхая, говорить: «А помнишь, что-то клевое обсуждали! Вспомнить бы, что…»

Вывод: если настал час потех, то погрузись в них полностью, бери паузу до времени, посвященного делам.

Недовольство твоим другом может настигнуть в первую очередь тебя

Ожидание: ты привел на работу классного сотрудника, который блестяще справляется со своими задачами, радует руководство, поддерживает тебя и вообще весь из себя славный.

Реальность: твой друг косячит, а все шишки достаются тебе (твой товарищ – ты и исправляй).

Твой друг в твоем проекте – твоя головная боль. Конечно, мудрый руководитель понимает, что ты не несешь ответственность за своего протеже, однако осадочек остается. Человек, порекомендовавший взять некомпетентного сотрудника, и сам выглядит не очень-то сообразительным.

Например, после трудоустройства моей подруги на должность тревел-менеджера звонки моего директора начинались так: «Алиса, я, конечно, понимаю, что это не твоя вина, но как можно было покупать билеты трем людям и ошибиться два раза?» После таких случаев становится труднее рекомендовать новых специалистов.

Вывод: подумай, а хочешь ли ты отвечать за себя и за того парня?

Читайте также
Как запустить бизнес с другом и не потерять всё

Неприятные открытия

Ожидание: общаешься с человеком, слушаешь его рабочие истории и думаешь: «Вот это да, как же это он со всеми трудностями справился, ай да молодец, вот бы мне такого».

Реальность: при случае берешь на работу. Вдруг оказывается, что все лихие подвиги приукрашены, а на самом деле у приятеля беда с коммуникациями, инициативу он проявлять не умеет, решения искать не любит, да и по утвержденным алгоритмам работать не очень-то хочет.

Или он может быть трижды прекрасен в той области, про которую рассказывал, а столкнувшись со спецификой твоей компании начнет спотыкаться на ровном месте и падать в твоих глазах. Избавиться от этого разочарования бывает непросто.

Например, когда-то давно я самостоятельно вела соцсети нашего проекта. Дело было нехитрое – анонсировать мероприятия. Берешь готовую фотографию или ищешь где-то на фотостоках, пишешь две строки текста и публикуешь. Кажется, табуретка – и та справится с задачей, поэтому идея предложить небольшую подработку моей приятельнице показалась мне хорошей.

Однако я не учла один маленький нюанс: человек, никогда не писавший тексты даже у себя на стене, не сможет создавать посты регулярно и качественно. Уже не говоря о том, что подход «да мы просто будем постить, аудитория сама придет» в корне неверный, но все мы когда-то были молодыми и глупыми. Трудно было смотреть в глаза подруге, вспоминая необособленные деепричастные обороты и фотки с заваленным горизонтом.

Вывод: доверяй, но проверяй профессиональные компетенции заранее.

Ты считаешь себя спасителем и героем, но вместо благодарности получаешь недовольство и обиды

Ожидание: удивляешься, почему твоя подруга не задерживается на каждом рабочем месте дольше полугода и хочешь дать ей шанс.

Реальность: возможно не все ты о ней знаешь и спасать ее не надо.

Руководство выговаривает тебе за упущения твоего друга, а через полчаса он звонит, сетуя: «Нет, ну ты представляешь, они мне дают непонятные указания, а потом сами удивляются». Трудно сохранять нейтралитет в подобных случаях. И вообще самоутверждаться за счет других – плохая идея. Лучше бы ты котика из приюта взял или денег на благотворительность отправил. Хотелось дать человеку удочку? Это вполне можно было сделать, оказав помощь в составлении резюме или просто поддержав эмоционально.

Если ты старательно убеждал начальство в незаменимости своего друга, это был твой выбор. А друг совершенно не обязан соответствовать этим фантазиям, равно как следовать твоему примеру, жертвовать своим временем или задерживаться на работе за компанию. При этом и ты не должен соответствовать ожиданиям друга, по-особенному относиться или прикрывать перед руководством.

Вывод: разберитесь со своими хотелками и ожиданиями до заключения договора.

Отношения (деловые и личные) могут испортиться

Ожидание: ты абстрагировался от дружбы, сохраняешь дистанцию благодаря грамотному и объективному распределению задач.

Реальность: коллегам кажется, что твоему другу работается проще и спрос с него меньше. Или коллегам не кажется, и ты действительно не можешь озадачить товарища так, как нагрузил бы стороннего человека.

Моя дальняя родственница взяла на работу своего племянника. Начиналось все прекрасно – неплохая должность, интересные перспективы. Научила его всему, что знала сама, включая возможность проворачивать сделки с большей выгодой для себя и немножко для племянника. И контракты ему подыскивала интереснее, и на оформление отчетности смотрела менее критично. Чем немедленно вызвала недовольство у своих коллег, но на открытый бунт никто не отважился.

А закончилась история грустно. Когда руководство узнало о хитростях племянника, в первую очередь досталось сердобольной родственнице. А та, недолго думая, кинула на амбразуру паренька, которого незамедлительно уволили. Свою репутацию до конца оправдать ей не удалось, а их семья с тех пор натурально раскололась на два воинствующих лагеря, каждый из которых поддерживал свою сторону, напрочь отказываясь входить в положение оппонентов.

Вывод: вся гамма психологических перипетий может развернуться у тебя на глазах. Подумай, надо ли оно тебе.

Есть риск, что родственник или друг окажется непорядочным и, пользуясь полученными знаниями, решит подсидеть товарища

Ожидание: вы команда.

Реальность: нет.

Такое происходит, увы, сплошь и рядом – достаточно почитать любой блог с историями о родственнике, который смог. Мой друг-инженер поделился со мной историей. Он начал формировать команду для работы над объектом и пригласил своего товарища. Искренне хотел помочь – обеспечить приятеля работой, чтобы тот не засиживался без дела, научить по-быстрому своим «фишечкам» и заручиться поддержкой своего человека в будущих проектах. Проза жизни проявилась спустя два месяца. Его друг, изучив все особенности, перехватил следующий заказ, тем самым оставив добренького инженера без работы.

Вывод: проверку на вшивость могут пройти не все, будь морально готов и к таким открытиям.

Читайте также
Как не убить друг друга при сдаче проекта?

Тяжело увольнять при необходимости

Ожидание: вы учитываете только работу.

Реальность: вы постоянно думаете о дружбе.

Вы решили, что для сохранения отношений лучше покончить с совместной работой, классическое «ничего личного, только бизнес». Это печальный и нередкий финал, отягощенный дополнительным стрессом – вдвойне неудобно обсуждать такие вопросы с небезразличным человеком. А вишенкой на торте дискомфорта становится страх потерять и сотрудника, и друга.

Мой друг Сергей, дизайнер, однажды был перед сложным выбором. Ему нужно было уволить иллюстратора Антона, потому что он регулярно срывал дедлайны, рьяно отстаивал свое видение наперекор команде, хотя и поддерживал приятельские отношения с коллективом.

Сделать это было непросто: они вместе учились еще в университете, Антон был первым, кто поддержал идею создать свой бизнес, помогал искать людей в команду, но в какой-то момент не смог соответствовать уровню проекта. Сергей очень волновался, долго настраивался и поделился своими мыслями с более опытным руководителем. Тот дал ценный совет: «Антон – классный парень? Так и дружи с классным парнем, а работай – с хорошим специалистом». Разговор был непростой, но в конечном счете все стороны только выиграли от этого разрыва.

Вывод: честный открытый разговор поможет сохранить близкие отношения даже в случае профессиональных разногласий.

Конечно, в работе хочется окружить себя надежными, эмоционально стабильными людьми, которые не сольются, даже если доллар поднимется выше 80 рублей. И если хочешь нанять на работу друга или родственника, заранее проверь компетенции, обсуди границы дозволенного и поддерживай нейтральное отношение к нему в коллективе.

Вполне уместно предложить другу один конкретный заказ, маленькую подработку – быстро сделал и разошлись. А вот над тем, устраивать ли долгосрочное сотрудничество, стоит подумать.

Лучше не геройствуй, а обратись за консультацией к профессионалам. Или пройди онлайн-курс «HR-менеджер» от TexTerra – узнай, как искать сотрудников, оценивать кандидатов, обучать и адаптировать новичка в коллективе.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 мая 2024
235
Яндекс Маркет поощряет покупателей оставлять отзывы, но люди не спешат это делать

Анализ потребительского поведения показал, что люди часто не готовы оставлять ни позитивные, ни негативные отзывы.

20 мая 2024
340
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать

Топ-5 программ для эффективной обработки заявок клиентов и увеличения продаж.

19 мая 2024
202 239
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги

Крутая бизнес-идея – это половина успеха. Вторая половина – кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.