Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Фейки разлетаются как горячие пирожки: как от них уберечься Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Тут, конечно, спасибо Трампу, использующему это словосочетание к месту и не к месту, но тем не менее тренд налицо. В интернете количество непроверенной фигни возрастает в геометрической прогрессии и самое стремное – мы всей этой фигне верим.

Фейками называют любую информацию, несоответствующую действительности, разлетающуюся по интернету со скоростью света. Разлеталась бы и быстрее, но физика – бессердечная сволочь, и это единственная причина, по которой fake news не распространяются еще быстрее.

Как это происходит? Появляется громкий инфоповод. Трагедия, эпидемия или в королевской семье кто-то кого-то послал ко всем королевским матерям. В общем-то не важно что, важно, чтобы это было эмоционально значимо для большого количества людей.

Затем кто-то пишет ерунду. Прям совсем ерунду. Жидорептилоиды синтезировали коронавирус, прививки вызывают аутизм, ГМО приводит к мутациям, а под Саратовом, говорят, у одного мальчика вырос третий глаз на затылке. В доинтернетную эпоху над дурачком бы посмеялись и забыли. Но сейчас у нас есть соцсети и очень много свободного времени. Поэтому кто-то не очень умный такому городскому дурачку обязательно поверит. И понесет благую весть дальше по миру.

Через какое-то время уставший и задолбанный редактор новостного портала протащит это в свое издание. Ну а что? Все источники не проверишь, у всех ньюсмейкеров дипломы (или хотя бы справки о психическом здоровье) не спросишь, а ленту наполнять надо. И надо делать это быстрее, чем конкуренты.

Конкуренты тем временем видят, что у каких-то новостных сайтов эта новость есть, а у них нет. А им же тоже рекламные бюджеты отбивать нужно. И через пару часов удивительное известие об очередном гуманоиде Алешеньке появляется уже на всех новостных ресурсах.

Еще несколько часов, и в игру вступают большие неповоротливые рыбы, вроде издательств с именем и какой-никакой репутацией. Они уже стараются проверять источники. Благо к моменту, когда они раскачаются, источников этих навалом. «Как сообщает новостное издательство…».

Вот так больная фантазия становится взрослой самостоятельной новостью с богатой базой источников.

Теперь, чтобы опровергнуть эту чушь, нужно целое журналистское расследование, которое, в прочем, все равно прочитают процента три от общего количества людей, которых фейк уже облетел. Общественное мнение сформировано: из магазинов изымают ГМО, люди идут громить вышки 5G.

Тем более, что фейки плодятся на максимально резонансных и острых темах, таких, что заводят любого нормального человека с пол-оборота, и кнопка «расшарить» нажимается еще до включения рациональной части мышления.

В Стэнфорде проводили исследование, в результате которого выяснилось, что только четверть студентов способны отличить фейковую новость от настоящей, а также понять, какие фото- и видеоматериалы являются документальными, а какие – постановочными.

Джон Спенсер, преподаватель средней школы в Штатах, предлагает бороться с проблемой фейковых новостей и безоговорочной веры всему, что пишут в интернете еще на подлете, а именно учит своих детишек правилу «Пяти С».

  1. Context. Контекст

Вот перед вами новость. А когда она была написана? Кем? Изменилось ли что-то в области знаний, описываемых статьей? Если вы читаете что-то о генетических модификациях в советском учебнике 70-х, где сказано, что генетика – лженаука, может, вам не стоит относится к этому серьезно? Возможно статья тридцатилетней давности о невозможности создания квантового компьютера несколько устарела? Проверяйте контекст.

  1. Credibility. Авторитетность

Да, мы все бунтари и не склоняемся перед авторитетами. Панки – хой, мама – анархия. Но, возможно, статья о статистике распространенности какого-либо заболевания будет более точной на сайте ВОЗ, нежели в журнале «Здоровье садовода». The New York Times будет точнее и аккуратнее паблика «ВКонтакте», а анонимный телеграм-канал несет меньшую ответственность перед читателями, чем официальный сайт правительства Москвы, например.

Проверяйте место размещения статьи и прикидывайте, насколько сильно пострадает издание, если то, что вы читаете – чушь.

  1. Construction. Структура

«Не важно, что ты сказал, важно – как», – пела Елена Ваенга и навсегда осталась в сердечках людей, которым приходилось в то смутное время пользоваться услугами дешевых такси. Если в статье используется ярко-маркированная лексика (всех называют козлами, например, а статья не касается животноводства), пропагандистские штампы, грубые прямые выводы («вот так нас убивает Большая Фарма!») и просто оскорбления – возможно, вами грубо манипулируют. Ни одно уважающее себя издание не позволит себе так с вами поступить, а не уважающее – смотри предыдущий пункт.

  1. Corroboration. Подтверждение

Подтверждаются ли выводы, к которым приходит автор статьи, кем-то еще, кроме автора статьи (и его мамы)? Есть ли какие-то надежные источники, в которых можно прочитать что-то вроде: «Да, нам тоже так кажется, возможно, оно так и есть»? Есть ли признанные эксперты предметной области, которые могут все это как-то прокомментировать кроме как «Боже мой, что это за чушь?».

  1. Compare. Сравнение

Сравните прочитанное с чем-то еще прочитанным по теме. Есть вероятность того, что если вы прочитали ровно одну статью об ужасах повсеместной вакцинации, вы еще не стали экспертом-иммунологом. (По секрету скажем, что вы и после десятой статьи не станете экспертом, но спорить в комментариях уже станет интереснее). Рассмотрите проблему с разных точек зрения, почитайте разные статьи разных людей из разных изданий. Сравните прочитанное. Постарайтесь составить свое мнение.

Дарья Завьялова, выпускающий редактор TexTerra:

«Когда мы пишем тексты для сайтов клиентов, то не только подбираем авторов – специалистов по теме, но и обязательно работаем с экспертами ниши».

Конечно, при современной интенсивности новостного потока проделывать эту пятиступенчатую операцию с любой попавшейся на глаза ерундой просто невозможно. Единственный выход – снижать количество поступающей информации и увеличивать ее качество.

Выбрать три-четыре надежных источника, из которых вы будете получать новости, аналитику и сводки с мест событий. Отписаться от новостных пабликов и десятков телеграм-каналов. Соблюдать информационную гигиену и удалить к чертовой матери «Вотсап» на телефонах старших родственников.

Ну или обучить их правилу «Пяти С». Возможно, у них на пенсии найдется достаточно времени на проверку всей поступающей информации.

Читайте также:

Почему мозг подводит вас во время конфликтов

Синдром самозванца – это хорошо. Используйте его правильно!

Триггернуть читателя: как писать манипулятивный текст

Поделиться статьей:

Новое на сайте

29 мар 2024
262
Чем занимается backend разработчик

Рассказываем, как стать backend разработчиком и сколько он зарабатывает.

29 мар 2024
82 779
Как отследить источники трафика на сайт

Чтобы не растратить весь бюджет на неэффективные каналы продвижения, после каждого запуска рекламы нужно анализировать данные.

29 мар 2024
365
Вывод нового продукта на рынок - инструкция для начинающих продавцов

Вот первые 12 шагов, чтобы запустить продукт и начать его продвижение.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!