Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Маркетплейсы в России захватили рынок — Так ли это? Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Обновила Лилия Снытко

По данным Data Insight за 2022 год внушительные результаты показали два крупных игрока на рынке электронной коммерции Wildberries и Ozon. Они по-прежнему занимают лидирующие позиции в рейтинге e-commerce. Что касается товарооборота сервисов «Яндекс» (включая «Яндекс Маркет», доставку продуктов в «Яндекс еде», «Яндекс Лавке» и Delivery Club) составил 308 млрд руб, что в два раза выше, чем в 2021 году. По итогам 2022 года оборот Aliexpress упал до 240 млрд руб (снизился на 40%). Расскажем, как развиваются сейчас маркетплейсы.

Аналитика и цифры

Эксперты Tinkoff Data дают отчет в цифрах о потребительском поведении на маркетплейсах в 2022 году

  • Объем покупок увеличился на 43%, что больше в сравнении с 2021 годом
  • На маркетплейсы приходится 8,5% от количества расходов покупателей в онлайне и офлайне, это в 1,5 раза больше предыдущего года.
  • В ноябре происходит 12% всех онлайн-продаж и регистраций новых селлеров.
  • Количество селлеров увеличилось в 1,5 раза в конце 2022 года.
  • Популярной площадкой остается Wildberries — 60% продавцов, 25% торгуют на Ozon, 8% используют «Яндекс.Маркет», 3% используют KazanExpress и всего 1% остается на Aliexpress.
  • 20% бизнесменов торгуют на двух маркетплейсах одновременно.

Аналитики NielsenIQ говорят о снижении спроса в сегменте FMGG (товары повседневного) это может быть связывают с уходом зарубежных брендов, снижением доходов населения, а также заменой логистических компаний.

Эксперты МТС отметили, что в ноябре 2022 года увеличились продажи по сравнению с таким же периодом прошлого года на товары:

  • на спорт — 21%,
  • на книги — 14%
  • на обувь — 11%,
  • на товары для дома — 9%,
  • косметику — 7%.

Средний чек вырос на категории товаров:

  • обувь стала дороже на 11%, в среднем покупатели тратили на нее 4 500 рублей.
  • стоимость косметики увеличилась на 8%, в среднем — 1 780 рублей,
  • книги на 5%, в среднем составляет 640 рублей,
  • товары для дома на 3%, средний чек — 2 000 рублей.

За год средний чек на маркетплейсах вырос на 1870 рублей (3%).

Рост онлайн-продаж произошел за счет того, что маркетплейсы первыми предложили потребителям продукцию ушедших брендов и новые товары местных производителей. По словам президента АКИТ Артема Соколова «в 2023-м рынок интернет-торговли может вырасти на 25%-30%, достигнув 6,3-6,6 трлн руб. при отсутствии каких-либо шоков».

По результатам исследования Data Insight рост будет сохраняться в течение нескольких лет. Кстати, TexTerra занимается продвижением на Wildberries.

Маркетплейсы в России сколько зарабатывают и как развиваются Яндекс Маркет, Wildberries, Ozon и Aliexpress

Евгений Лобанов, ведущий аналитик MarketGuru:

«Главным каналом коммуникации для российских онлайн-площадок является телевизионная реклама – в 2022 году они потратили более 1 млрд рублей на ТВ-рекламу в сезон распродаж. Интересно, что лидером по инвестициям в телерекламу среди маркетплейсов стал «Яндекс Маркет», 343 млн руб., которому уступил Ozon с бюджетом 339 млн руб. и Wildberries – бюджет площадки составил 152 млн руб. По прогнозам, спрос на телевизионную рекламу среди маркетплейсов будет только расти в 2023 году и приводить новых пользователей на площадки. Акции и промокоды помогут привлечь новых пользователей. От поставщиков участие в таких акциях часто требует изменения стоимости, однако возможность заявить о себе и подняться на строчки выше стоит усилий. Например, Wildberries практикует применение скидки постоянного покупателя, которую маркетплейс сам же компенсирует. Получается, продавец реализует товар за 1000 руб., а площадка продает его за 850 руб., при этом компенсируя разницу – 150 руб. Так маркетплейс делает многие товары доступнее, по сравнению с другими площадками. Растет объем целевой аудитории. Онлайн-площадки охватывают новые сегменты: дети, привыкшие видеть, как их родители заказывают товары на маркетплейсах подрастают и уже самостоятельно выбирают там товары. Аудитория маркетплейсов молодеет и диктует свои правила, с завидной периодичностью провоцируя спрос на те или иные товары».

Wildberries

Товарооборот площадки увеличился почти на 98% до 1,669 трлн руб.

  • Селлерам нужно оплачивать невозвращаемый взнос за регистрацию 30 000 руб., вместо прежних 10 000 руб. В компании говорят это помогло снизить мошенничество на платформе на 90%.
  • С весны 2023 года Wildberries отвечает за прием товаров без кода маркировки. Хотя этим должен заниматься продавец, но виноват будет маркетплейс. Если такой товар поступил в ПВЗ его нельзя выдавать покупателю и нужно вернуть поставщику. Если при приемке код маркировки не читается на упаковке, продавца оштрафуют на 1500 руб за каждый такой товар.
  • В Wildberries за год открылось до 27 тыс. собственных и партнерских пунктов выдачи, то есть приток количества ПВЗ за год около 70%.
  • Компания открыла более 200 тыс.кв.м новых помещений для хранения. При этом в будущем вложить в логистику планируют 30,2 млрд рублей.
  • Ввели в свой ассортимент fashion-сегмент — 35% селлеров, то есть начали продавать одежду и обувь. И еще 34% планируют запускать новый бренд.
  • В марте 2023 года случились массовые забастовки сотрудников площадки из-за системы штрафов для пунктов выдачи заказов.
  • С мая 2023 перед отправкой товара на склад селлеру нужно привести в порядок карточку товара — добавить фотографии, иначе возьмут повышенную комиссию за хранение заказов без фото в карточке.
  • С января 2023 года изменилась программа вознаграждения по рейтингу, который зависит от ежедневных оценок пользователей ПВЗ (за рейтинг ниже 4,7 отключают от системы выдачи). Теперь для расчета учитывается средний рейтинг региона, в котором расположен ПВЗ.
  • В мобильном приложении Wb Point теперь доступна статистика по сотрудникам. Можно отследить количество выданных заказов и возвратов от клиентов.
  • C февраля 2023 года скорость приемки товаров увеличили до 1,5 часа с момента поступления товара в ПВЗ, ранее на раскладку отводился всего час. Если сотрудник укладывается в отведенный интервал получает премию.

Компания переименовала приобретенный в 2021 году банк в «Вайлдберриз банк», который ранее назывался «Стандарт-кредит», чтобы усиливать программы лояльности и привлекать новых партнеров.

Ozon

Ozon продолжает стремительно развиваться, только в начале 2023 года насчитывает 46% новых продавцов.

  • Оборот компании достиг 536,2 млрд руб, несмотря на понесенные убытки после пожара на одном из складов Ozon
  • За год увеличили количество складов вдвое — 17 помещений в 14 городах России
  • Выросло число ПВЗ — большее 16 тыс.пунктов по стране, было 13 тыс.,
  • Внедри новые инструменты продвижения: трафареты, видеообложки, Rich-контент
  • Открыли представительство в Стамбуле, поскольку спрос российских потребителей вырос почти в два раза на турецкие бренды, эта мера поможет укрепить торговые отношения между странами
  • Открыли офис в Китае, чтобы расширить ассортимент и привлечь местных селлеров на площадку
  • Увеличился спрос на стройматериалы на 162%, мебель на 102%, крупную бытовую технику на 100%. В связи с этим снизили комиссию на продажу крупногабаритных товаров, которую удерживает маркетплейс с продавца. Например на категорию «Автотовары» стало 8%, было 12%.

Кстати, с июля 2023 года Ozon внес изменения в программу поддержки новых пунктов выдачи заказов. На карте появились синие зоны, в которых открываемые ПВЗ получат повышенную финансовую поддержку – на 40% выше (в первые полгода). К примеру, в Москве поддержка в синих зонах достигает теперь 500 тысяч рублей в месяц.

Денис Дьяченко, директор по развитию партнерских логистических программ Ozon:

«Мы понимаем, что чем больше пунктов выдачи, тем удобнее клиентам и тем выше число заказов. Поэтому на ближайший год развитие сети и рост доходности пунктов партнеров-владельцев — это наш основной фокус бизнеса. И здесь мы идем сразу двумя путями: стимулируем наших партнеров открывать новые точки выдачи по франшизе и одновременно улучшаем условия для уже открывшихся пунктов. Предыдущая версия программы поддержки уже помогла нам нарастить сеть до 30 000 точек и увеличить средний оборот пунктов на 30%. Обновление поможет нам сделать многомиллионный ассортимент Ozon ближе к жителям малых городов, а также стимулировать развитие сети там, где открываться дорого».

Яндекс Маркет

Количество продавцов в начале 2023 года на маркетплейсе увеличилось на 86% (52,9 тыс.)

  • количество покупателей увеличилось на 42% (15,3 млн) в сравнении с 2022 годом.
  • расширился ассортимент товаров в конце 1-го квартала 2023 года — 75,3 млн наименований, если сравнить с 1-го кварталом 2022 года было 26,1 млн.
  • Обновили инструмент продаж — все предложения от продавцов собраны в одной карточке товара, вверху отображается самое выгодное для покупателей (по цене, скорости доставки и т.д).
  • В 2023 году компания планирует увеличить число ПВЗ по стране до 20 тыс., в сравнении с прошлым годом это в два раза больше.
  • Запуск спец. проекта «Женское дело», где женщины делятся историями не только успеха, но и неудач в бизнесе. Оставить заявку на участие может даже начинающий предприниматель.
  • С июня «Маркет» изменит тарифы складского хранения. Стоимость будет зависеть от оборачиваемости в категории., то есть от того как быстро продаются остатки. При реализации товара со склада менее чем за 120 дней стоимость хранение будет бесплатной.
  • «Яндекс Маркет» объединил свою рекламную площадку с Яндекс Директом, теперь продавцы могут рекламироваться в РСЯ с помощью опции «Буст продаж»

Aliexpress

Совместный проект «AliExpress Россия» принадлежит Mail.ru Group, USM International, Alibaba Group и РФПИ. В топе крупных интернет магазинов занимает 7 позицию.

  • В мае 2022 года компания сократила до 40% сотрудников. Это было связано с санкциями, падением спроса и ограничениями в логистике.
  • AliExpress не перешел на параллельный импорт, как его коллеги Wildberries, Ozon и другие. Так в 2022 году продажи российских селлеров на AliExpress упали в сравнении с предыдущим годом примерно до 57 млрд руб.
  • В ноябре 2022 года платформой воспользовались на треть меньше покупателей, чем в тот же период прошлого года.
  • Из последних новостей известно, что компания собирается отказаться от аренды последнего склада, что связано с падением продаж.

Евгений Лобанов, ведущий аналитик MarketGuru:

«Во многом на рост оборота маркетплейсов влияет открытие новых точек. Это касается не только пунктов выдачи, находящихся в шаговой доступности в большинстве городов России, Казахстана и Беларуси, но и расширения складских мощностей и инфраструктуры. Например, по итогам 2022 года компания Wildberries инвестировала в строительство логистических центров 28,3 млрд рублей. А совокупная площадь всей логистической инфраструктуры Wildberries превысила 2,7 млн кв. метров: компания открыла 2 млн кв. метров новых складских мощностей в таких регионах, как Тульская, Ленинградская, Астраханская, Пермская области, Краснодарский и Ставропольский край. Это способствует увеличению скорости доставки в удаленные регионы и привлечение новой аудитории. Телевизионная реклама – еще одна статья вложений для онлайн-площадок. Российские онлайн-площадки значительно увеличили затраты на ТВ-продвижение по сравнению с 2021 годом: по 25% прибавили Ozon и Wildberries, а «Яндекс Маркет» нарастил бюджет на 81%. При этом Wildberries выходит исключительно на федеральных каналах, когда другие игроки усиливают этот сектор локальным размещением. Кроме того, маркетплейсы заинтересованы в эффективной деятельности селлеров и привлечении новых продавцов на свои площадки. Для этого они запускают образовательные проекты, позволяющие начинающим предпринимателям развиваться на маркетплейсах, проводят вебинары, организовывают конференции и курсы».

Максим Колесов, руководитель сервиса аналитики маркетплейсов Salist:

«Ozon и Wildberries, активно развивают свои собственные рекламные платформы — скоро с их помощью можно будет влиять на продажи, а общие обороты будут только расти. К концу 2023 года у большинства селлеров должны быть качественно оформленные и тщательно заполненные карточки товаров. По данным Ozon, источником роста в 2023 году будет увеличение частоты покупок каждым клиентом».

Алексей Прохоров, преподаватель направления e-commerce Synergy Academy, co-founder «TOGO Акселератор:

«Сейчас у маркетплейсов идет тренд: смотреть, что круто заходит у селлеров, и запускают свой суббренд. Для них важной задачей будет оценить, какие продукты наиболее востребованы, после чего они обращаются на контрактные производства, чтобы запустить собственную линейку. В свое время так же сделал Amazon, и это очень успешная практика. Поэтому в ближайшее время селлерам будет еще сложнее, так как у таких брендов априори сформировано доверие клиентов. Если человеку лень идти за продуктами, он заказывает доставку и в течение короткого времени получает ее. Есть такое понятие, как e-grocery — направление потребительских товаров, и эта ниша сильнее всего растет в e-commerce, на 39%. У e-commerce огромное будущее, так как это технологии, а технологичные компании — компании будущего. Технологичность подразумевается в том, что чем меньше энергии, времени, ресурсов тратится на одну транзакцию, тем больше у компании шансов выжить. Если компания не обратит на это внимание сегодня, то в течение 3–5 лет ее существование может оказаться под угрозой. Естественно, офлайн-торговля не исчезнет полностью, но доля рынка будет смещаться в пользу e-commerce».

Читайте также:

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 мая 2024
223
Яндекс Маркет поощряет покупателей оставлять отзывы, но люди не спешат это делать

Анализ потребительского поведения показал, что люди часто не готовы оставлять ни позитивные, ни негативные отзывы.

20 мая 2024
331
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать

Топ-5 программ для эффективной обработки заявок клиентов и увеличения продаж.

19 мая 2024
202 233
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги

Крутая бизнес-идея – это половина успеха. Вторая половина – кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.