Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Религия копирайтеров: «боли клиента», AIDA и прочая чушь Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

На днях я внезапно купил домой зельц. В списке покупок значился рутинный пункт «Чё-то колбасное». У меня, как у потенциального покупателя еды, ничего не «болело». Список скупо сообщал: мол, съедобное в форм-факторе колбас в холодильнике кончается — следует заполнить слот.

Эту прессованную мясную штуку я встретил в сетевом универсаме случайно. Мозг ассоциативно подпрыгнул в черепной коробке и вот почему. Когда-то, в давние лихие года, активничала в Питере группа художников «Митьки». Ее костяк породил специфическую субкультуру и литературу, в которой любовь к ближнему тесно переплеталась с любовью к алкоголю и созданию объектов наивного искусства («Меня ударили доской, лежу я с болью и тоской»).

Поскольку Митьки вели маргинальный образ жизни и тратили скудные заработки в основном на бухло и расходные материалы к художествам, с питанием дело у них было поставлено плохо.

Они решали проблему создания запасов дешевой еды приготовлением консервированной смеси зельца, хлеба и маргарина. Натурально варили это все вперемешку и закатывали в стеклянные емкости. Легенда гласит, что десятилитровой бутыли Митьку хватало на месяц, чтобы бесперебойно получать белки, жиры и углеводы.

Так вот, увидел я на полке магазина зельц и ухмыльнулся. В голове прозвучало бессмертное «Братушка! Дык, елы-палы!..» Брикет отправился в корзину. Дома, разбирая покупки, женщина моей мечты нашла зельц и тоже ухмыльнулась.

Теперь внимание: продукт был съеден за три дня, и никто из домашних не запомнил производителя, бренд и дизайн упаковки. Се человек: так и происходит реальное спонтанное потребление — вопреки наукообразным выкладкам рекламистов…

Увы, рекламная иерархическая модель эффектов, которые якобы происходят в сознании потребителя, — AIDA и ее более поздние варианты, концепция «Points of client’s pain» («Боли клиента»), идея потенциального существования «продающего текста», построенного на указанных концептах, — всего лишь фантомы копирайтерской религии.

Эмпирические научные исследования в 1990-х и 2000-х годах показали, что модель AIDA плохо предсказывает поведение потребителей (а значит, не работает), и что подобные иерархические модели в сознании человека потребляющего в принципе не существуют.

Если вы начнете копаться на предмет изучения «Points of client’s pain» в англоязычной (а какой же еще?) научной литературе, то обнаружите, что в России концепцию понимают превратно.

Во-первых, в некоторых исследованиях под этими самыми «точками боли» имеют ввиду потребности клиентов. А во-вторых, научный мейнстрим сообщает, что вообще-то подразумевается «эмоциональная боль» (дискомфорт, раздражение, разочарование) пользователя уже купленного продукта, которая возникает из-за разрыва между ожиданием от обладания им и реальностью.

Обычно «боль клиента» вызвана дефектами продукта, его недостатками или фундаментальными проблемами на уровне юзабилити.

Но русский копирайтинг и маркетинг такими тонкостями не интересуются. Воспроизводится и развивается миф, вещающий, что у людей якобы изначально есть какие-то потребительские «боли». Что их якобы надо выявить и предложить «больным» анестетик в виде продукта. Тут-то они и закричат: «Заткнись и возьми мои деньги!».

Две описанные выше концепции породили пресловутого чёрта по имени «Продающий текст». И вот уж третье десятилетие он смущает умы юных маркетологов и копирайтеров. А порой даже преподавателей вузов.

Копирайтер

Зачем они все это делают?

Рекламные креативщики обслуживают, кроме прочего, частный бизнес. А он по своей сути является делом авантюрным и тревожным. Даже в странах с привлекательным предпринимательским климатом 20% созданных компаний закрываются в течение первого года. За пять лет гибнет уже половина бизнесов. На горизонте в 10 лет выживают лишь 30% предприятий.

По всему миру предпринимательский успех является скорее случайностью, сообщает нам поведенческая экономика, но в России это научное направление непопулярно. Почему? Потому что его представители сообщают предпринимателям и рекламистам ужасно неприятные вещи.

Ученые исходят из того, что пока в мозге человека не удалось найти… сознания. Мозг распилили на тончайшие ломтики, его истыкали электродами прямо у людей, находящихся в здравом уме и твердой памяти. А самого «ума» не обнаружили.

На научном языке это звучит так: «Обнаружение и описание нейронных коррелятов не предлагает причинную теорию сознания, которая может объяснить, каким именно образом определенные системы испытывают что-либо».

Другими словами, нейробиологи видят нейроны мозга, масштабные, даже избыточно сложные нейронные сети, дико навороченный «обвес» этих сетей, их коннектом. Видят некоторую связь возбуждения отдельных сетей с некоторыми ощущениями. Но вся эта машинерия никакого сознания «не производит».

Поэтому ответственные психологи, создавшие направление «поведенческая экономика», предложили не выдумывать всякие там «боли клиентов» и АИДы, а принять мозг потребителя за черный ящик.

Действовать предлагается так: созываем большие выборки потребителей, подаем на «вход» их «черных ящиков» стимул (например, рекламу) и смотрим на их поведение. Фиксируем только особенности стимула и особенности поведения, фиксируем связь между ними или ее отсутствие. Но даже не пытаемся гадать, что там творится внутри психики…

Какому бизнесу такое понравится? Он сам не уверен в своем существовании через 5 лет. Он отчаянно жаждет заработать больше, чем потратит, в том числе на рекламу. И чтобы заработка хватало на полнокровную жизнь хотя бы в Сочи.

Бизнес приходит к маркетологам и копирайтерам за «профессионализмом». А на деле — за душевным спокойствием, за мифом, обещающим, что существуют хитрые приемчики, которые позволяют эффективно манипулировать потребителем. И рекламная отрасль с готовностью делает вид, что знает прикуп, предлагая бизнесу такой миф.

Написание текстов

Близкий к научному методу нейромаркетинг пока не оправдал надежд. Причем по довольно банальной причине — слишком дорого арендовать оборудование и нанимать крайне малочисленных специалистов с действительной научной подготовкой. Дорого использовать нарождающуюся технологию на сколько-нибудь значительных тестовых выборках потенциальных потребителей. В России тестирование даже на маленьких выборках не окупается.

Ну и что остается рекламному мейнстриму? Правильно – сообщать заказчикам: «Мы используем психоалгоритмы на основе AIDA, которые позволяют нам стабильно добиваться CTR в 3% и более». О том, что эта байда AIDA была придумана одним сравнительно удачливым американским рекламщиком Элиасом Сент-Элмо Льюисом аж в 1898 году, лучше, конечно, умолчать…

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Подробнее

Ну и что тогда могут предложить бизнесу честный копирайтер и совестливый маркетолог?

Да это же все в отрасли знают – тупое A/B-тестирование рекламных креативов. А лучше A/B/C/D-тестирование. Причем всего подряд – и SMM-контента, и образцов так называемого контент-маркетинга. На вход аудитории подаем стимулы, на выходе — читаем с умным видом метрики.

Увы, это похоже на примитивный перебор стимулов. Да, это трудоемко и может месяцами не давать вожделенный CTR в 3%, не говоря уж о каком другом. И да, к несчастью, массовому потребителю мало что вообще интересно, и это норма.

Единственное, на что в реальном мире может рассчитывать копирайтер, — это на получение противоречивого субъективного опыта благодаря созданию и публикации в течение многих лет тысяч постов, статей, слоганов и т. п.

Со временем у профессионала вырабатывается плохо формализуемое чутье. Он начинает с вероятностью, немного превышающей 50%, успешно предсказывать, какой посыл точно не прокатит, а какой может и прокатить. И тогда появляется продающий текстовый контент.

Чтобы повышать процент успешных предсказаний, стоит сочетать субъективное чутье с A/B-тестированием на небольших выборках и намеренно ограниченных бюджетах.

Печально, но свой субъективный опыт профессионал не в состоянии превратить в технологию. И тем более — передать более молодому поколению. Причины изложены выше: нейроны мозга вот они, а ни мысли, ни «чутья» в них не обнаруживается. Опыт копирайтера приборами не считывается…

Написание контента

В социально-экономическом смысле все это означает следующее: честному рекламисту имеет смысл искать «своего» заказчика. То есть, предпринимателя, который не впадает в ступор, слыша выражение «нейронный коррелят сознания», и который знаком с практиками поведенческой экономики.

А с «религиозными» предпринимателями, верящими в волшебные рекламные таблетки, психоалгоритмы и «боли клиентов», работать не стоит. Такое сотрудничество, скорее всего, приведет к взаимному разочарованию.

Ведь реальный, а не мифологический потребитель систематически выбирает и покупает что попало и непонятно зачем. Потому что «Братушка! Дык, елы-палы!..».

Читайте также:

Улучшаем рекламный текст: 19 признаков продающих текстов

Как мы сделали компанию известней в 2 раза

То, что предлагают в интернете, мало кому нужно. И это норма

Напишем вам тексты

для сайтов, блогов, соцсетей

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 мая 2024
211
Яндекс Маркет поощряет покупателей оставлять отзывы, но люди не спешат это делать

Анализ потребительского поведения показал, что люди часто не готовы оставлять ни позитивные, ни негативные отзывы.

20 мая 2024
317
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать

Топ-5 программ для эффективной обработки заявок клиентов и увеличения продаж.

19 мая 2024
202 224
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги

Крутая бизнес-идея – это половина успеха. Вторая половина – кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.