Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Молодежь не родилась: трудовому эйджизму в России — конец Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Плохие новости для «молодых дружных коллективов» и хорошие, хоть и с мрачным оттенком, — для специалистов среднего и старшего возраста: дискриминация по возрасту при приеме на работу больше не может существовать в России.

Предприниматели и их чересчур разборчивые охотники за головами и хотели бы нанимать сплошь молодежь с горящей… ммм… с пылким сердцем, да не могут. Молодых на рынке труда стало так мало, что это бросается в глаза. Они кончаются просто физически, они не родились и не выросли до того возраста, когда их пора загонять в стойло.

Недавно в «Известиях Санкт-Петербургского государственного экономического университета» была опубликована научная работа молодого ученого Александры Левицкой, выпукло показавшая системные демографические проблемы на отечественном рынке труда.

По данным исследования, 96,3% руководителей российских предприятий, конечно же, готовы нанимать молодых специалистов без опыта работы. При этом:

  • 31,9% считают, что «сотруднику без опыта можно поручить рутинный функционал, не требующий специализированных знаний, и платить ему за это меньше, чем опытному специалисту» (какие лапочки).
  • 41,1% директоров — фанаты устоявшихся иерархий и традиций. Они уверены, что «сотрудника без опыта можно полностью интегрировать в сформированную структуру организации, тогда как опытный специалист всегда приносит часть «своего устава в чужой монастырь».
  • У 24,7% руководителей — неустранимая текучка в организациях. Их толкает на прием молодежи «необходимость постоянного пополнения кадрового резерва и подготовки новых специалистов».
  • И лишь 2,3% директоров думают, что «молодой специалист способен привнести свежий взгляд на решение рабочих вопросов, даже если у него совсем мало опыта».

Молодежь с пылкими сердцами в связи с этим должна понимать: она расходный материал для бизнеса. Большинство компаний прагматично использует дешевый трудовой потенциал юных дарований.

Только вот теперь они сталкиваются с серьезными трудностями, прочесывая рынок труда — юность там больше не живет. Наука обещает отечественному бизнесу в ближайшие годы ворох проблем, суть которых вкратце такова: грести лопатой дешевых работников, искрящихся энергией от полноты жизненных сил, не получится. Придется нанимать взрослых и платить им взрослые деньги.

Бизнесу пора отбросить иллюзии

Компаниям, которые привыкли готовить специалистов с нуля, обтачивая их под свои стандарты работы и корпоративную культуру, придется расстаться с «принципами» и нанимать более возрастных спецов, уже имеющих опыт. Это неизбежно повлечет за собой увеличение фонда оплаты труда, ибо за «молодежные» зарплаты те работать не станут. Также компании будут вынуждены переучивать нанятых возрастных спецов под свои требования.

Комментарий редакции: «возрастные» спецы, кстати, могут не дожидаться этого момента – и получить новую профессию в диджитал уже сегодня.

Предприятия, которым нужно много батраков на рутинный неквалицифированный труд, не смогут находить их среди молодежи в достаточном количестве. Им придется либо перекладывать нудные задачи на действующих сотрудников, что чревато конфликтами, либо, опять-таки, нанимать опытных работников и платить им по более высокой ставке.

Бизнес, привыкший извлекать выгоду из текучки кадров, потеряет возможность создавать молодежный кадровый резерв. Это может привести к нарушению функционирования предприятий. Поэтому многие будут вынуждены пересмотреть свое отношение к текучке и начать искоренять ее предпосылки.

Звучит невесело для «рынка работодателя», но тому есть причины объективные и в принципе неустранимые как минимум в ближайшее десятилетие.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Молодежь не народилась

Начиная с 2007 года, доля россиян в возрасте 20-24 лет неуклонно сокращается. К 2021 году их число упало на 69,2%!

Количество молодежи в возрасте 25-29 лет до 2017 показывало незначительный рост, а затем обвалилось на 23,7%. Причина банальна — в 1990-е годы из-за крайне нестабильной социально-экономической обстановки россияне не рисковали создавать большие семьи. Те дети, которых сейчас можно было бы эксплуатировать всласть, не родились.

Но есть и более глобальные предпосылки тому, что рождаемость в России в последние 30 лет упала ниже предела простого воспроизводства населения. «Теория второго демографического перехода» предполагает, что россияне вслед за жителями Европы стали более индивидуалистичны в своих мировоззренческих установках. Они больше не хотят «рожать в поле» без оглядки на свое материальное положение и состоять в браке до гроба.

Читайте также
1 янв 2024
334 777
56 фильмов про маркетинг, рекламу и бизнес

Устали от обучающих книг и видео? Переключайтесь на фильмы! В них вы найдете не меньше полезной информации, чем в записях лекций и тренингов известных продавцов.

23 апр 2024
216 045
Новая боль экономики: молодежь не хочет потреблять как нормальные люди

Им всё это «дико, например» (с): пенсионные накопления; ипотека и тянущая жилы работа на одном месте; мифическая необходимость «верхнего образования».

28 фев 2024
198 280
Как стать фрилансером и что ждет тех, кто начал работать удаленно

Я фрилансер уже почти 6 лет. Каждый день я захожу в соцсети и вижу кучу рекламы вебинаров и бесплатных курсов о прелестях удаленной работы. Предполагается, что благодаря им я начну зарабатывать много денег через интернет и уеду зимовать на Бали.

Детоцентриченость из понятия о семье ушла. Россияне проявляют себя более как европейцы, чем как Блоковские «азиаты» с соответствующими «голодными очами». Они склоняются к браку, как партнерству двух достаточно прагматичных людей, воспитывающих одного ребенка.

Нехватка молодых кадров

Могли бы существовать, но не родились

Что интересно, в такой демографической ситуации бизнес не только желает задешево использовать доступную на рынке труда молодежь, но еще и позволяет себе роскошь не доверять ей. Причины недоверия таковы (проценты не суммируются, руководители компаний могли давать несколько ответов):

Варианты ответа % ответивших (от общего числа экспертов)
Недостаток у молодых людей самостоятельности и ответственности 65
Отсутствие у молодых людей профессионального опыта 53
Профессиональная подготовка по профессиям, не востребованным на рынке труда 29
Недоверие (непонимание) уровня подготовки «бакалавриат» 29
Отсутствие у молодых людей жизненного опыта 24
Психологические качества молодых людей 24
Высокий уровень мобильности и динамичности молодых специалистов 18

Осторожность работодателей частично (но лишь частично) объясняется объективными недостатками российской образовательной системы. Если коротко — учат профессиям, слабо востребованным в реальной экономике. Учат теоретической базе, а практике отводится минимум внимания.

Читайте также
«Выделяйся или умри» – ОК, но для кого этот цирк?

Еще одна проблема — завиральные идеи в семьях будущих абитуриентов. Одни родители настаивают на продолжении семейных профессиональных традиций, что-то воображая себе о «династиях», хотя экономике они не нужны. Другие — имеют совершенно оторванные от жизни понятия о «денежных», «престижных», «безопасных» профессиях и навязывают их детям.

Однако наибольшее значение в отношениях «работодатель — молодой специалист» имеют мировоззренческие расхождения. Наниматели, как правило, на поколение или два старше. Они не понимают устремлений современной молодежи развиваться горизонтально, а не вертикально (много лет в одной профессии), пробовать новое, искать дело, наполняющее жизнь интересом и удовольствием.

Обучаем интернет-маркетингу. Обсудим?
Нажимая на кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Управленцам кажется, что поколения Z и Y — сплошь безответственные, легкомысленные, неспособные строить долгосрочные планы балбесы. Ученые смотрят на это с некоторой иронией и рекомендуют нанимателям учиться договариваться с молодыми, если уж они хотят заполучить их в работники.

Но даже если российские работодатели станут гибче, демографический молодежный ресурс из воздуха не материализуется. Дефицит молодых на рынке труда — надолго. А если подтвердится теория Второго демографического перехода, то навсегда.

Похоже, бизнесу придется учиться договариваться, помимо юных, и с возрастными спецами. И платить им, как следует. Тем более что российская молодежь еще и массово рванула в самозанятые.

Доля самозанятых в общей численности работающего населения уже составляет 22%. Из них на группу молодежи в возрасте от 20 до 35 лет приходится 52%. Эти люди хоть и частично поражены в социальных правах (им не светит пристойная пенсия по достижении соответствующего возраста), компенсируют свое положение большей свободой маневра.

Начальников они часто ни в грош не ставят, а заботятся о том, как сделать довольными клиентов, но при этом не переломиться пополам. Нередко, даже работая «самозанятым» в скрытом найме, с которым борется налоговая, молодой специалист обхаживает клиентов работодателя с тем, чтобы увести их за собой в будущем, сделать их по-настоящему своими клиентами или «продать» другой компании.

Дефицит молодых работников

Теневой найм – это почти как покупать мертвые души

Нынешние молодые рожать тоже не хотят

И вишенка на торте. Современные репродуктивные стратегии россиян не оставляют надежд на то, что лет через 15 трудовой ресурс начнет молодеть.

Рождаемость падает с 2016 года. Современные исследования показывают, что на психологические установки граждан, появившихся на свет в 1999-2000 годах, государственная демографическая политика (в частности, эксперименты с «материнским капиталом») не оказала никакого влияния.

Ученые выяснили, что у поколения рожденных в 1996–2000 гг. репродуктивные ожидания ниже, чем у когорты 1991–1995 гг. рождения. А у тех, кто родился в 2001–2005 гг., желанное и ожидаемое количество детей падает еще сильнее.

Резюме: трудовому эйджизму в России не место

Наниматели могут сколько угодно притворяться, что роются в кандидатах, как в сору, по инерции нарушать закон о дискриминации по возрасту при приеме на работу, делая это «незаметно». Но реальность неумолима — трудовой ресурс в стране стареет и уменьшается количественно.

Если раньше казалось, что звучащие из уст предпринимателей то тут, то там восклицания «Работать некому!» — это эмоциональное преувеличение, то сегодня с человеческим капиталом возникает настоящая проблема. «Безответственных» молодых на всех не хватает, и не будет хватать, по всей видимости, еще лет тридцать.

Бизнесу пора заканчивать с эйджизмом, причем даже в модных digital-отраслях. Наука, в отличие от предпринимательского фольклора, не считает, что специалисты старшего возраста проигрывают молодым по всем фронтам. Некоторые исследования показали, что, если хорошо образованных пожилых работников обучить цифровым навыкам, они добиваются даже большей производительности, чем молодые (это, конечно, тема для отдельного разговора).

Будем реалистами. Молодежи для разборчивых работодателей в России неоткуда взяться. Пора приниматься за дообучение имеющихся взрослых, понимая, что платить им придется больше, чем «зэтам». Иначе не видать бизнесу вообще никаких сотрудников.

Читайте также
Авось: у россиян экономическая фрустрация
Поделиться статьей:

Новое на сайте

24 апр 2024
500
Как создать контент, который запомнят – советы нейрофизиолога

Биолог назвал 4 задачи контент-маркетинга: обойти антиспам-систему мозга, проникнуть в долговременную память, слиться с картиной мира и зажечь эмоции.

24 апр 2024
421
Лестница Бена Ханта в маркетинге – что это

Учимся ранжировать клиентов по степени их осведомленности о ваших товарах и услугах.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.