Рассылка по интернет-маркетингу:

Что такое плотность текста, и почему она важна?

26 Марта 2014 Светлана Кузнецова
Время чтения: 5 минут Нет времени читать? Нет времени? 5 комментариев
Отправим материал вам на:

Чем больше я думаю о том, что по-настоящему делает текст лучше, тем больше утверждаюсь в том, что из всей совокупности признаков хорошей статьи только один имеет решающее значение. Этот признак – плотность текста. Почему именно он, а не эмоциональность, не креативность, не интерес автора к теме, не погружение в него до экспертного уровня, не хорошая стилистика?

Потому что гармоничное сочетание всех вышеперечисленных признаков выражается именно в плотности языка. Если текст недостаточно плотен, в нем явно не хватает какого-то «ингредиента» или нескольких.

Что это – плотность текста? Это результат работы – серьезной, большой, трудной. Хорошие тексты не пишутся с наскока, они сначала «вынашиваются» внутри,  и только потом – соло на клавиатуре.  С одной стороны, плотность – это информационная насыщенность, с другой – плотность мысли автора и кристальная ясность в изложении (если мысли есть – они излагаются логически, а не переливаются из пустого в порожнее), с третьей – выбор точных слов и т.д. 

Текст имеет консистенцию – он либо плотен, как свежее сливочное масло, либо льется, как вода, сквозь пальцы

Что составляет плотность текста

  • Тема (все дело в нюансах: не стоит писать то же самое, что пишут все, – найдите один, но «правильный» аспект большой темы, который вы сможете раскрыть лучше других).
  • Внутренняя работа автора – еще до начала написания статьи (чем «качественнее» она проведена, тем больше шансов, что текст получится хорошим).
  • Информационная насыщенность (текст пишется на основе собранных фактов).
  • Идея автора (каждая тема требует свежего взгляда, нового раскрытия и авторских выводов).
  • Композиционная структура, полностью раскрывающая авторскую идею.
  • Чувство меры во всем: в языке, в эмоциях, в суждениях.
  • Никаких повторов – ни смысловых, ни стилистических.
  • Выбор точного слова.
  • Отсутствие описаний и отступлений, которые не работают на основную идею текста, не иллюстрируют ее.
  • Убедительность.
  • Действие и глаголы – без них никак. Один точный глагол заменяет десять прилагательных и пять неточно подобранных существительных.

О последнем пункте стоит написать подробнее.

Действие

Я помню, как много лет назад один мой сокурсник на государственном экзамене по современному русскому языку заявил: «Я не буду говорить о существительных. Такой части речи для меня не существует». –  «А какие же существуют?» – с вежливой иронией спросили его. – «Только одна – глаголы, это главная часть речи».

И тут комиссия призадумалась.

С точки зрения плотности текста он был совершенно прав: только действие (которое, как известно, выражается глаголами) дает тексту заряд жизни. И применимо это не только к художественной литературе, это верно для текста любого жанра. Развитие суждения (от тезиса до выводов) – это  и есть действие в статье. Развитие, а не топтание на одном месте, не пересказывание одних и тех мыслей другими словами. Каждый новый абзац должен содержать новый виток развития идеи.

Как другие признаки хорошего текста зависят от его плотности

Эмоциональность

Многие понимают под эмоциональностью в текстах обилие красочных эпитетов, ярких описаний, прилагательных в превосходной степени и восклицательных знаков – именно они якобы вызывают в читателе восторг и желание немедленно согласиться с месседжем, который посылает им автор в статье. Природа эмоциональности в текстах иная.

Эмоциональность – это концентрированная вещь, она теряет свою силу, если ее разбавить «водой» из множества эпитетов и восклицаний. Эмоции читателя рождаются, если автор умеет убедить. А это умение – как мы понимаем – зависит от мышления. Всегда проще поставить прилагательное там, где нужно подумать над убедительным фактом. Эмоциональность в плотном тексте предельно сжата и выражается всего парой точных слов.

Стилистика

Вся фишка в том, что избитое выражение Бюффона «стиль – это человек» – чертовски верно. Мышление находит свое выражение в языке – в том, что и как автор пишет. Невозможно ясно мыслить и при этом туманно выражаться. Плотность мысли порождает плотность стиля. Автор должен очень хорошо знать, что хочет сказать аудитории. А ведь часто бывает так: мысли еще не оформились, а автор уже пишет. Это всегда видно в тексте: много тумана, недосказанностей, нет логического движения в развитии идеи: от первого тезиса до последнего вывода.

Интерес автора к тексту

Хороший текст – не тот, что тебе интересно писать, а часто именно тот, что «высиживается» задницей и идет тяжело. Интересная тема интересна не сама по себе. Интерес к ней появляется в процессе работы над ней. И у читателя он может родиться, только если автор четко продумает, как правильно подать материал, чтобы все части целого выстроились в нужном порядке. Если автор сумеет выстроить убедительную цепочку суждений – он добьется эффекта.

Экспертное погружение в тему

Все составляющие «плотности» будут прослеживаться в тексте только при условии глубокого погружения автора в тему. Плотность – зеркало, в котором отражается в том числе и серьезная работа над темой. 

Креативность

Смысл этого слова применительно к текстам многие понимают ошибочно. Креативность – это не обилие метафор, ярких образов и ассоциаций, а убедительные образы, точные ассоциации и уместные метафоры. Креативность – это мыслительный процесс в ходе написания текста. Не «ярчить», а думать – вот задача автора.

***

Плотность текста – это квинтэссенция всех признаков, делающих текст качественным. Есть прямая корреляция между плотностью и мышлением, плотностью и умением хорошо изложить, плотностью и выстраиванием композиции и т.д. Плотность, как лакмусовая бумажка, выявляет все недочеты логического мышления, изложения и структурирования. Растет автор – растет и его умение плотнее излагать мысли в тексте.

Бывший редактор агентства «Текстерра». Выпускница Литературного института им. Горького. Начинала работать в «глянце», потом перешла в PR, и достаточно долго проработала в структурах, занимающихся продвижением и развитием бренда «КонсультантПлюс». Интернет-маркетингом занимается с 2010 года. Дело, доставляющее удовольствие, – работа с текстом. Нелюбимое занятие – ничего не делать.
Другие публикации этого автора
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: